Журнал о шрифте и типографике, языке и времени, людях и визуальных традициях
-
Интервью
Интервью с Петером Билаком
26.03.2020«Люди слова» (Men of letters) — так называли в эпоху Возрождения гуманистов, которые обрели интеллектуальную независимость от церкви и государств и развивали международное сообщество посредством книг и писем. Это определение прекрасно подходит и Петеру Билаку: он пишет статьи, читает лекции, издаёт книги и делает шрифты. Двадцать лет назад Петер открыл свою словолитню Typotheque в Гааге. С тех пор он запустил несколько издательских проектов, например журналы Dot Dot Dot и Works That Work. -
Интервью
Интервью с Франсуа Раппо
28.06.2019Типографику в определённом смысле можно сравнить со стулом: у неё есть функция. Когда вы проектируете стул, вы знаете, что люди будут на нём сидеть. Он должен быть надёжным, безопасным и функциональным. Но если вы хотите чего-то большего — это уже задача посложнее. Особенно в текстовых шрифтах, где формы знаков максимально функциональны и не очень выразительны. Это уже напоминает выбор кроссовок. -
Интервью
Интервью с Леонардо Сонноли
20.12.2018«Мне кажется, вдохновение приходит от культуры вообще. Сквозь призму культуры я подмечаю новые вещи или явления, которые восхищают меня и становятся источником вдохновения. Я люблю европейский авангард. Сначала это был авангард начала XX века, русский авангард, конструктивизм, голландский авангард, Баухауз, затем итальянский футуризм и движение дада в Германии…» -
Интервью
Интервью с Броуди Ноеншвандером
22.06.2018«Книга кинетична, она взаимодействует со зрителем не так, как скульптура или картина. К тому же ей всегда сопутствует ожидание определённых отношений между текстом и графикой. Это сложный медиум, чтобы его использовать, мне должно понравиться то, что нового я могу привнести в отношения текста и картинки, и с точки зрения кинетики книги. Мне неинтересно переизобретать конструкцию книги. Потому что мне кажется, что там и так достаточно вопросов…» -
Интервью
Letters from Sweden
26.03.2018«Создать интересный гротеск — это далеко не так просто. Но всё же если постараться, то можно привнести что-то новое в этот жанр, отличающееся от уже существующих гротесков. Это как песня на трёх аккордах — возможности безграничны. Шрифты очень чувствительны даже к небольшим изменениям, неуловимые детали могут создать совершенно новое ощущение…» -
Интервью
Интервью
с Юрием Ярмолой14.12.2017«Методика работы с контурами у всех очень разная: есть „цифровые“ люди, которые сразу видят контур и начинают рисовать точку за точкой, кто-то, наоборот, сначала грубо набрасывает линии, а потом начинает их поправлять. Кто-то хочет видеть точки, а кому-то они мешают, кому-то важно видеть залитые контуры, а некоторые могут работать только с голым контуром. И я стараюсь сделать программу максимально настраиваемую, поэтому, кстати, никогда не следует пользоваться „дефолтными“ установками в „Фонтлабе“». -
Интервью
Интервью со студией
Groza Design27.10.2017«В работе разговоры занимают семьдесят процентов времени, а сам дизайн делается крайне быстро. Бесконечные перемещения букв по листу — не наш стиль. Важно, чтобы работа была интересна самому заказчику, ведь бывает, что тот контакт, о котором ты говоришь, не возникает. Это как в любви: если взаимного интереса нет, то и работа получится неважная». -
Интервью
Интервью с Эриком Шпикерманом в печатной мастерской p98a
20.09.2017«Нам просто нравится печатать» — такими словами встречает первый номер журнала Paper, который Эрик Шпикерман c небольшой командой выпускает в мастерской p98a. Эту печатную мастерскую в районе Тиргартен города Берлин по адресу Потсдамер-штрассе, 98a Эрик открыл вскоре после продажи компании FontShop в 2014 году корпорации Monotype, что многих, мягко говоря, удивило. -
Интервью
Интервью со студией NORM
24.07.2017В октябре 2016 года студия NORM выступила на конференции «Серебро набора» в Москве с рассказом о своих проектах, и главное внимание в презентации было уделено шрифтовому дизайну. Внимательное изучение проектов студии NORM наводит на мысли о работах их швейцарских предшественников. К примеру, можно проследить общность со взглядами Адриана Фрутигера на проектирование шрифтовых систем, или найти пересечения с математическим подходом в искусстве Макса Билла. -
Интервью
Интервью с профессором Гердом Фляйшманом
27.02.2017Типограф, автор и педагог Герд Фляйшман рассказывает о времени, особенностях учебного процесса и типографике школы Баухауз. «Когда я впервые узнал о Баухаузе в 1955 году, Баухауз сулил свободу. Для меня это прежде всего свобода. Сегодня же многие воспринимают Баухауз именно как стиль. Однако мастера и студенты этой школы всегда стремились ровно к противоположному». -
Интервью
Самая маленькая
из больших студий14.09.2016«Леттерхед» — прежде всего студия графического дизайна, но отличается она тем, что почти во всех проектах использует шрифты из собственной библиотеки. А если подходящего шрифта нет, то разрабатывает его, исходя из поставленной задачи. За годы работы «натуральное хозяйство» леттерхедов обрело масштабы большой шрифтовой библиотеки с гарнитурами самых различных жанров — от акцидентных до текстовых. -
Интервью
Интервью с главредом журнала «Новый мир»
Андреем Василевским18.07.2016«Новый мир» — один из старейших российских журналов, издающийся с 1925 года. Как и другие литературные толстяки («Октябрь», «Дружба народов» или «Знамя»), он продолжает выходить каждый месяц и публиковать художественную прозу, стихи, очерки, философские материалы. Что происходило с легендарным изданием на протяжении 90 лет с точки зрения дизайна? Поэт, литературный критик, главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский рассказал о связи формы и содержания знаменитого литературного «толстяка», который он возглавляет с 1998 года. -
Интервью
Typeradio: интервью
с Лизой Энебейс
и Дональдом Бикменом18.01.2016Typeradio — это интернет-радиостанция о шрифте и дизайне. С 2004 года её архив пополняется и сейчас насчитывает около 300 записей интервью с профессионалами из сферы дизайна. На этот раз Typeradio (то есть Лиза Энебейс и Дональд Бикмен) отвечает на вопросы Ильи Рудермана во время шрифтовой конференции «Серебро набора» (сентябрь 2015, Москва). -
Интервью
Интервью
с Самнером Стоуном16.11.2015«Мы очень долгое время воспринимали буквы как должное и утратили знание об их происхождении и структуре. Даже люди, которые считаются экспертами, не до конца понимают, почему те или иные буквы обладают определённой формой. Чтобы понять, что мы делаем, необходимо заглянуть в историю. Ведь на самом деле буквы сделаны... из других букв». -
Интервью
Типомания: интервью
с Александром Васиным7.05.201530 и 31 мая 2015 года в Москве состоится четвёртый по счёту фестиваль «Типомания» — ежегодный праздник шрифта, типографики, каллиграфии и видео, как представляют его сами организаторы. «Шрифт» расспросил основателя фестиваля, дизайнера и преподавателя Александра Васина о подготовке к этому событию, жизни вне фестиваля и его совместных с Натальей Вельчинской учебных проектах. -
Интервью
Интервью
с Герардом Унгером23.03.2015«С возникновением цифровых технологий количество дизайнеров шрифта выросло невероятно. Но я не вижу в этом ничего плохого. Это замечательно, когда есть великое множество людей, с которыми можно встречаться и обсуждать, насколько разные продукты мы создаём или насколько наши шрифты похожи, когда мы рисуем нейтральный гротеск». -
Интервью
Интервью
с Ильёй Рудерманом6.02.2015«Я рассматриваю себя как практикующего шрифтового дизайнера, который в меньшей степени ориентирован на историческое обоснование своей деятельности и в большей — на попытку создавать нечто актуальное, новое. Условие, при котором я берусь за проект, — возможность придумать что-то уникальное, что могло бы стать вкладом в шрифтовое наследие или общую мировую культуру, хотя это, наверное, звучит слишком самоуверенно...» -
Интервью
Интервью с Яной Кутьиной
и Андреем Белоноговым24.12.2014«Леттеринг — это вещь в себе, со своим внутренним ритмом, акцентами, рифмами. К нему более применимы эффектные ходы, которые могут, например, ярче окрасить смысл написанного. И потом, леттеринг — всегда конкретное слово, фраза, определённое сочетание букв, заданное местоположение, а со шрифтом никогда не знаешь, что и где им будет написано. Могут ли быть пересечения? Пока, пожалуй, их не было, но исключать такую возможность не стоит». -
Интервью
Интервью
с Тагиром Сафаевым14.10.2014«Просто нужно понимать, что одной логики недостаточно, чтобы любить эту профессию, особенно в случае с кириллицей. Ты быстро поймёшь какие-то принципы, и они будут примитивны. А что дальше делать — непонятно. Гений же вдохновляет на другом уровне. Если у тебя нет возвышенных идей, нужна сверхсильная аргументация, чтобы заниматься кириллицей, потому что в ней особой поэзии нет». -
Интервью
«Серебро набора»: интервью с Гаянэ Багдасарян
15.08.2014«Я собиралась на шрифтовое мероприятие к украинским коллегам, и внезапно меня пронзила мысль, что у нас в России нет ничего подобного. Мне это показалось настолько несправедливым и даже обидным, что я подумала: нужно срочно исправлять ситуацию, вот прямо сегодня». -
Интервью
Маша Дореули: я научилась быстро принимать решения
5.06.2014Я считаю успешным такой текстовый шрифт, в котором дизайнер подошёл с умом к знаковому составу и к планированию семьи. С этого мы начинали работу в Голландии. Даже на примере нескольких букв можно показать и аргументировать, почему нужны именно такие начертания. -
Интервью
Джерри Леонидас
про учёбу в Университете Рединга27.03.2014«Шрифты существуют не в вакууме: они обретают форму и смысл, поскольку находятся в диалоге со многими другими уже существующими шрифтами, а также отвечают меняющимся условиям использования шрифтов. Хорошему дизайнеру необходимо обладать навыками исследователя и должным пониманием истории и практики типографики». -
Интервью
Юрий Герчук
о Владимире Фаворском12.03.2014«И я не думаю, что Борис Годунов сделан иначе, чем, скажем, Книга Руфь или Пильняк... Пильняк, между прочим, — книжка, особняком стоящая, ничего похожего у Фаворского больше нет, очень интересная работа, но она единственная в своём роде. Книга Руфь лежит в каком-то ряду, а здесь всё было изготовлено совершенно иначе. Я думаю, что это скорее общее влияние атмосферы художественной, которая всё-таки была другой, и уже работать так, как в 20-е годы, было, видимо, нельзя. Внутренне нельзя, не только внешне, не только по внешним причинам. Всегда были люди, которые считали, что настоящий Фаворский — ранний, были люди, которые считали, что настоящий Фаворский — поздний». -
Интервью
Саша Королькова:
«Я бы не хотела оказаться
на месте Бодони»4.11.2013С 1982 года Международная типографическая ассоциация (ATypI) вручает приз имени своего первого президента Шарля Пеньо дизайнерам не старше 35 лет «за выдающийся вклад в шрифтовой дизайн». В этом году престижную награду завоевала Александра Королькова. -
Практика
Юрий Остроменцкий
о редизайне журнала
The New Times17.10.2013Журнал выпускается с 2007 года издателем Иреной Лесневской в союзе с главным редактором Евгенией Альбац. В 2008 году жюри европейской премии «Свободная пресса Восточной Европы» отметило The New Times как одно из лучших печатных изданий в России, отличающееся «свободным сознанием и мнением». -
Фрутигер
Адриан Фрутигер, его типографические произведения и труды
Октябрь 2018Йост Хохули написал этот очерк в 1994 году и, кроме комментариев о шрифтах, в нём размещены ключевые биографические сведения об Адриане Фрутигере. В 2017 году текст был переиздан отдельной брошюрой в Нью-Йорке (серия Typophiles Monographs) с послесловием автора. Перевод и издание этих текстов в России лишь частично закрывает огромный пробел в русскоязычных публикациях о выдающемся дизайнере и его работах.
-
История
Шрифты Галины Банниковой
Август 2019Наиболее известной работой Галины Андреевной Банниковой (30 марта 1901 — 27 июня 1972) является Банниковская гарнитура, выпущенная Отделом наборных шрифтов НПО «Полиграфмаш» в 1949 году сначала для ручного, а после (в 1951-м) и для строкоотливного набора. Исследование Банниковской гарнитуры — яркого примера синтеза графики русского гражданского шрифта начала XVIII века и старостильных антикв эпохи Возрождения — до сих пор не выходило за пределы общих характеристик шрифта и справочных сведений о его авторе.
-
История
Откуда пошёл палочный шрифт
Декабрь 2024Генетическую память революция отнюдь не отшибла. Но видеть в линейных шрифтах древности прямой прообраз палочного — это было бы, пожалуй, натяжкой. Тогда придётся перескочить сразу в начало ХХ века. Палочные шрифты порождены, с одной стороны, родовыми капризами стиля модерн (стало быть, всё теми же «немцами»), с другой — практическими нуждами рекламы, где палочность могла диктоваться необходимостью в крупных и к тому же плотных надписях.
- Магазин