орошему архитектору достаточно листа и карандаша: в быстром эскизе он способен передать объёмы целого комплекса зданий без углубления в детали. Читатель, знакомый со шрифтами Веры Евстафьевой, наверняка согласится, что безупречное чувство формы — одна из ключевых черт её стиля. Кроме того, не забудем про любовь к пишущему инструменту, хотя шрифты Веры не слепо подчиняются суровым законам, диктуемым ширококонечным или остроконечным пером: рукописная практика скорее подпитывает искомые формы букв. И наконец, очевидно пристальное внимание к истории кириллицы, которую Евстафьева рассматривает не как источник украшений «а-ля рюс», но как ключ к естественному «голосу» текста, набранного кириллицей. Всё это мы найдём и в шрифте Amalta, и тем любопытнее услышать от самого дизайнера об истории его создания и главных особенностях.
C чего начался шрифт Амальта?
Давний опыт учёбы у голландских дизайнеров (особенно аналитическая каллиграфия пером и кистью), шрифтовой дизайн, изучение и рассматривание разнообразных исторических материалов и преподавание помогли накопить мне те знания, мысли и побуждения, которые проявились в Амальте.
Не считая студенческих проектов, Амальта — первый некоммерческий шрифт после нескольких сугубо функциональных работ. Он самостоятельно возник из графической идеи, и в первую очередь я решала эстетическую задачу, оставив жёсткие функциональные требования на втором плане — как это и бывает при разработке большинства акцидентных шрифтов.
Во время преподавания в Британской школе дизайна меня увлекло римское капитальное письмо. До этого я в основном писала пером, которое легче поддаётся контролю и жёстко опирается на бумагу. Гибкость же кисти и её свободное положение, парение над листом позволяют легко писать штрихи с вращением либо применять больший и меньший нажим, слегка меняя таким образом толщину штриха, — и формы становятся сложнее, изысканнее. Как доказал Эдвард Катич (католический священник, каллиграф, преподаватель, исследователь раннехристианского искусства, автор ряда книг и публикаций о письме и римских монументальных надписях. — Прим. ред.), именно письмо кистью лежит в основе древних римских надписей, высеченных в камне, — кистью делали набросок, намечали надпись.
В какой момент вы поняли, что от каллиграфических штудий можно перейти к проектированию наборного шрифта?
Изменяя пропорции и насыщенность букв, в процессе работы над несколькими коммерческими надписями я постепенно пришла к новому почерку. Сначала это были только прописные буквы, которые «проросли» саблевидными росчерками. Этим почерком я сделала надпись на воздушном змее, потом эскиз для татуировки, ещё несколько работ и просто тренировочные листы. Чем дальше, тем яснее становился характер почерка и уточнялись детали. Позже появились строчные буквы подобного стиля.
При письме с таким высоким контрастом и насыщенностью (строка низкая, кисть широкая) сами собой стали возникать нахлёсты одного штриха в букве на другой. Чтобы избежать некрасивых и аморфных пересечений, рука стала поворачивать кисть и заострять некоторые окончания штрихов. Так сложился мой новый стиль письма.
Мне стало очевидно, что этот нарождающийся почерк содержит не только каллиграфические идеи, но и шрифтовые. Нахлёстывающиеся друг на друга окончания штрихов стали основной графической темой Амальты. От пересечения и срастания соседних букв, дающих красивый, вибрирующий эффект в каллиграфическом исполнении и превращающих слово в монолит за счёт полупрозрачной краски или туши, пришлось отказаться — плотное чёрное шрифта имеет другое качество, другую выразительность и не позволяет передать такую плотность письма.
Можно ли однозначно классифицировать получившийся шрифт?
Амальта получилась современным шрифтом голландского толка. Сверхжирная антиква? Не могу найти более адекватной характеристики, чем Blackletter — метка, которая появилась вскоре после публикации Амальты на MyFonts. В русской терминологии точно такого же слова нет, этот термин охватывает все очень насыщенные, тёмные шрифты, в основном готику, но термин чуть шире. Назвать Амальту каллиграфическим шрифтом будет неверно. Его основа — письмо кистью, и эта основа считывается в той или иной степени, однако гарнитура не задумана как заменитель или конкурент письма, и даже росчерки, реализованные как возможное, но необязательное дополнение, не меняют её стилистики и жанра. Это активная акциденция с мощным чёрным и выразительным белым.
То есть Амальта не имитирует письмо? Чем всё-таки она отличается от многочисленных каллиграфических декоративных шрифтов?
В начале работы над шрифтом у меня был соблазн следовать каллиграфическому материалу как можно точнее, но вскоре стало очевидно, что в таком случае будут заметны скорее потери достоинств каллиграфии (исчезнут полупрозрачность, вибрация цвета и тона, лёгкая вариативность форм одной и той же буквы), нежели будет приобретено новое качество. Перемещаясь из стихии гибкой, вращающейся кисти в стихию тяжёлых типографских литер, которые ещё совсем недавно вдавливали плотное чёрное в бумагу, формы не могут не измениться. Типографский шрифт просит говорить на его языке и вырубать форму более скульптурно — по крайней мере с тяжёлым массивом чёрного хочется работать более решительно.
Подход к преобразованию рукописного материала в наборный шрифт мне дала голландская школа, основанная на идеях Геррита Ноордзея, в которой каллиграфия — в первую очередь аналитический инструмент для шрифтового дизайнера. Латинские и кириллические мотивы и ходы здесь привиты друг к другу ещё в процессе письма, и поэтому, как мне кажется, не возникает стилистического конфликта внутри шрифта.
Если отвлечься от классификации, какие характерные особенности конструкций букв можно выделить в Амальте?
Некоторые конструктивные решения я могу объяснить постфактум — в процессе работы их интуитивно нашла рука, имея некоторый опыт различного письма. Я вижу в этих решениях следы кириллической скорописи, которая подсказала идею движения росчерков в прописных знаках, начиная с буквы «П» (чуть ли не самой распространенной в скорописных документах), и многие росчерки в строчных буквах. Скажу об уставе, который я фрагментарно пробовала писать и анализировала, — оттуда, например, пришло решение кириллической буквы «т», её верхней части, где появились увесистые треугольные засечки-окончания, происходящие от характерного вращения кисти.
Строчная «т» соединила в себе движения штриха из римского капитального письма и устава. Приём работает и в латинице, и в кириллице в двух регистрах. Помогли знания о разнообразной готике — мысль о возможности «закрыть» строчную «а» навеяна этим стилем, а многие росчерки в латинских строчных восходят к позднему готическому почерку Civilité (он мне знаком благодаря работе над шрифтом Basileus (дипломный проект Веры Евстафьевой 2004 года на курсе Type & Media в Королевской академии искусств в Гааге. — Прим. ред.).
Часто бывает сложно «считывать» происхождение буквенных конструкций, которое таится очень глубоко в истории, но именно оно насыщает форму, придаёт ей правдоподобность и вес. Деликатная ассимиляция кириллической традиции (о латинской умолчу, так как она тщательно изучена и вовлечена в современный дизайн) мне кажется очень ценной и актуальной, наполненной смыслом.
Амальта обладает очень необычным «звучанием». Если не секрет, пользуется ли шрифт спросом?
Амальта большим спросом не пользуется (из России был только один покупатель), примеры использования мне попадались, западные, но совсем мало. Я объясняю это отсутствием рекламы с моей стороны, хотя мне казалось, что победа шрифта на конкурсе TDC должна была быть достаточно хорошей рекламой.
Нет ли у вас планов развить шрифт? Создать дополнительные начертания?
В ближайшее время я не планирую расширять шрифт, хотя у меня появлялось желание добавить начертания для набора текста, что сделало бы теперешнее начертание Амальты заголовочным.
Меня совсем не удивляет невостребованность Амальты и её отсутствие на вывесках и упаковках. Отчасти из-за того, что успех любого нового акцидентного шрифта непредсказуем (мы не говорим об откровенно конъюнктурных под(д)елках), но главным образом потому, что этот шрифт совсем не очевиден для большинства графических дизайнеров, он никуда не «напрашивается», более того — неуверенного в себе типографа он, скорее всего, отпугнёт.
Сейчас стали слишком популярны «шрифты для...» (энергичных слоганов, кондитерских изделий, женских журналов и т.д.). А шрифтовые дизайнеры с энтузиазмом, достойным лучшего применения, создают всё новые и новые ингредиенты для этой рекламной кулинарии. Амальта же — шрифт авторский, шрифт-исследование, к которому расхожее определение «оригинальный» (при всей его сомнительности) относится в полной мере. И это не какой-то сугубо лабораторный опыт, это живой, современный и, на мой взгляд, универсальный акцидентный шрифт именно благодаря своей самобытности и высочайшей графической культуре.