|
5.11.2024 |
История |
Из истории шрифтовых конкурсов. Часть 2
Type design competition — машина с отлаженным за много лет механизмом и особенностями в зависимости от регламента, состава жюри и методов оценки работ. Дизайнер Константин Головченко долгое время изучал историю конкурсов кириллических шрифтов и собрал уникальные архивные материалы о проектах и художниках. Мы публикуем вторую часть его исследования: конкурсы 1950−70-х годов среди стран СЭВ и в Чехословакии.
|
|
19.08.2024 |
История |
Восьмое чудо света
Тысячам линотипов прогресс не оставил места в издательских цехах. Сегодня лишь энтузиасты перепачканными типографской краской руками реставрируют эти строкоотливные машины и, невзирая на небезопасность работы с расплавленным металлом, сохраняют мастерство подготовки гранок к печати. Благодаря таким увлечённым людям изменившее мир изобретение получило шанс не остаться забытым.
|
|
3.02.2022 |
Типографика |
Типографика — двигатель науки
22 января 2022 года исполнилось бы 80 лет типографу, шрифтовому и графическому дизайнеру Герарду Унгеру. Он, возможно, был самым открытым к экспериментам и способным действительно, а не из вежливости, допускать существование альтернативных точек зрения как в дизайне, так и в науке. В память о любимом дизайнере и исследователе мы перевели на русский речь Герарда Унгера на церемонии вступления в должность профессора типографики в Лейденском университете в 2007 году.
|
|
23.12.2021 |
Топ |
Десять шрифтов с кириллицей 2020 года
Представляем ежегодный обзор самых примечательных шрифтов с кириллицей. Условия выбора проектов для обзора: 1. Шрифт должен содержать стандартный набор кирилловских знаков; 2. Право на его использование должно быть доступно для приобретения любому желающему; 3. Дата выпуска — не ранее января и не позднее декабря 2018 года.
|
|
16.08.2021 |
Интервью |
Интервью с Димой Барбанелем
Дима Барбанель находится в Сочи на балконе квартиры, снятой как летняя резиденция в относительной безопасности от COVID-19. Евгений Юкечев беседует из района Панков в Берлине. Диму слепит майское солнце, а уйти с балкона он не может — у Юкечева есть желание задать заготовленные вопросы. Изначальной задачей было обсуждение конкретных проектов с расставлением по ходу нужных акцентов, но Дима ушёл в метафизику с элементами исповеди, пришлось дописывать в два приёма.
|
|
3.08.2021 |
Колонка |
Аарон Бёрнс: пока мы не увидимся снова
Максим Жуков о дружбе и работе с Аароном Бёрнсом — типографом, энтузиасте типографики, внёсшем значительный вклад в возрождение типографики в постсоветской России. «Неловко сказать, тогда я не знал, кто такой Аарон Бёрнс. Мы никогда не встречались, и даже если вместе бывали на одном и том же мероприятии, я едва ли мог узнать в этом элегантном седовласом джентельмене Аарона Бёрнса. Зато я хорошо знал дом, где работали он и его коллеги. Мимо него я проходил почти каждый день. Он и сегодня находится по адресу площадь Хаммаршельда, 2, в двух кварталах от комплекса зданий ООН».
|
|
21.01.2021 |
Интервью |
Интервью с «Демонами печати»
Весной 2020 года на русском языке вышел в свет роман «Подмастерье Гутенберга» американской писательницы Аликс Кристи. Роман об одном из важнейших стартапов в истории человечества — печати Библии Гутенберга. Неожиданно, но книга появилась не в одном из крупных издательств художественной литературы, а в дружественной нам мастерской «Демоны печати». Её руководитель Сергей Бесов рассказал, что это вполне закономерный шаг для мастерской. Мы расспросили его о деталях, поговорили о будущем «Демонов» как издательского проекта и заодно поинтересовались у шрифтового дизайнера Олега Мацуева о шрифте для новой книги.
|
|
24.12.2020 |
|
Семь шрифтов с кириллицей 2019 года
Представляем ежегодный обзор самых примечательных шрифтов с кириллицей. Условия выбора проектов для обзора: 1. Шрифт должен содержать стандартный набор кирилловских знаков; 2. Право на его использование должно быть доступно для приобретения любому желающему; 3. Дата выпуска — не ранее января и не позднее декабря 2019 года.
|
|
20.11.2020 |
Интервью |
Ян ван Тоорн точно не постмодернист
«Я хочу, не дожидаясь вашего вопроса, сказать очень полезную фразу для журнала „Шрифт“. Я хочу сказать, что если есть на свете сюжет, наименее вписывающийся в профиль журнала „Шрифт“, каким он мне сейчас представляется, то сюжет Яна ван Тоорна именно таков. И это замечательно как для журнала „Шрифт“, так уж для Яна ван Тоорна тем более. Вы же знаете его отношение к шрифтам? И вы наверняка знаете, что я с ним во многом солидарен» — так начался наш разговор с Владимиром Кричевским летом 2014 года.
|
|
30.10.2020 |
История |
Письменность и её графический язык
«Для того чтобы начать свободно экспериментировать с формами и ритмами кириллицы, нужно поставить под вопрос общепринятые практики и решиться сделать иначе». Авторы телеграм-канала «DIN, съевший Гельветику, и его друзья» Ирина Смирнова и Макс Ильинов — дизайнеры шрифта и каллиграфы — много работают над локализациями шрифтов. Они постоянно задаются вопросом: как экспериментировать с формой и ритмом кириллицы, не подстраиваясь под латиницу? И как обойти всё упрощающую доминанту — взять готовые детали исходной письменности и построить из них собственные знаки?
|
|
21.09.2020 |
История |
О развитии кирилловских знаков и их графики
Истории известны примеры авторских изобретений письменности для целых этносов, однако редкая письменность подвергалась такому количеству преобразований и реформ, как кириллица. В этом очерке типограф и главный редактор журнала «Шрифт» Евгений Юкечев разбирается как с базовыми положениями и особенностями эволюции кирилловской письменности и её печатной графики, так и с современным состоянием и знаковым составом кирилловского алфавита.
|
|
15.09.2020 |
Колонка |
Обо всём «кириллическом»
Давайте говорить правильно и проще: кирилловские шрифты, шрифты на кирилловской основе (или, в конце концов, шрифты на основе кириллицы) — благо традиция употребления неверного прилагательного молода и отнюдь не глубока. Знаю, что некоторые отвергнут моё предложение, напомнив нечто ходульное: развитие языка логике не подчиняется. Что тут сказать? Для преуспеяния в языке графики, тем более шрифтовой, очень полезно правильно изъясняться и на языке слов.
|
|
26.05.2020 |
Типографика |
Интервью с Александром Лаврентьевым
Кажется, что с конца 80-х годов XX века, когда усилиями их наследников и исследователей русского авангарда были опубликованы письма из архива, статьи и воспоминания, в творчестве Родченко и Степановой для стороннего глаза не осталось потайных уголков. Знакомство и беседа с Александром Лаврентьевым, исследователем и профессором Строгановской академии, помогли взглянуть на многие вещи под особым углом. Биография Родченко до эпохи конструктивизма, его роль во ВХУТЕМАСе, конструктивистский леттеринг как будто находились в тени живописи художника, а также его громких рекламных проектов 20-х годов. Этим сторонам жизни и творчества Родченко посвящено интервью.
|
|
7.05.2020 |
Кириллица |
Goethe Text: опыт адаптации кириллицы
Перевод шрифтов с латинской алфавитной основой на другие языки часто воспринимается как нетворческое, несравнимое с созданием новых оригинальных шрифтов дело. Между тем любой перевод — требующая глубоких познаний работа, которая и сейчас ещё мало осмыслена в профессиональных исследованиях. Очерк Владимира Ефимова, который мы предлагаем читателю, был опубликован в 2007 году в журнале «Проектор» № 0(1). Несмотря на то что речь в нём идёт лишь о доработке кирилловской части шрифта, сама логика экспертизы, а также профессионализм автора придают этой небольшой публикации вневременную ценность.
|
|
16.04.2020 |
История |
Типографика с лирической поправкой на время
Художник Владимир Медведев (1931–1999) посвятил жизнь книге и печатной графике. Парадоксально, но одного из самых ярких людей в отечественном графическом дизайне второй половины XX века практически никто не знает: в сети о нём нет информации, за исключением нескольких строк. Георгий Ратьковский собрал коллекцию работ Владимира Медведева и прокомментировал любимые образцы.
|
|
26.03.2020 |
Интервью |
Интервью с Петером Билаком
«Люди слова» (Men of letters) — так называли в эпоху Возрождения гуманистов, которые обрели интеллектуальную независимость от церкви и государств и развивали международное сообщество посредством книг и писем. Это определение прекрасно подходит и Петеру Билаку: он пишет статьи, читает лекции, издаёт книги и делает шрифты. Двадцать лет назад Петер открыл свою словолитню Typotheque в Гааге. С тех пор он запустил несколько издательских проектов, например журналы Dot Dot Dot и Works That Work.
|
|
19.02.2020 |
Колонка |
Указатели московского метро, или Было всё-таки лучше
Один умнейший человек говорил мне, что всякий прогресс — это на самом деле регресс. Мой актуальный сюжет служит тому неплохим подтверждением. Нынешние указатели московского метро несовершенны. Нижеследующие заметки — только о том, что замечаешь с первого взгляда на случайных примерах. Их следует рассматривать всего лишь как сигналы визуального неблагополучия. Все мои «должен», «лучше», «следует», «плохо» — это субъективные измышления пассажира, зависящего от указателей, и к тому же дизайнера с типографическими наклонностями.
|
|
24.01.2020 |
История |
Техническая эстетика: эпизоды из жизни легендарного бюллетеня
Мы живём во времена, перенасыщенные информацией, но при этом очень многое проходит мимо нашего внимания. К примеру, советский дизайн. «Зверь», до сих пор экзотический и малоизученный не только в мире, но и в современной России. Дизайнер Сергей Петров перелистал свою коллекцию журналов «Техническая эстетика», поговорил с участниками редколлегии журнала разных лет и написал о том, почему и сегодня ТЭ остаётся привлекательным феноменом для исследователей графической культуры, о чём говорит и недавно вышедшая увесистая монография о ВНИИТЭ в издательстве Unit Editions.
|
|
14.11.2019 |
Обзор |
Десять шрифтов с кириллицей 2018 года
Представляем ежегодный обзор самых примечательных шрифтов с кириллицей. Условия выбора проектов для обзора: 1. Шрифт должен содержать стандартный набор кирилловских знаков; 2. Право на его использование должно быть доступно для приобретения любому желающему; 3. Дата выпуска — не ранее января и не позднее декабря 2018 года.
|
|
12.09.2019 |
История |
Из истории шрифтовых конкурсов
Type design competition — машина с отлаженным за много лет механизмом и особенностями в зависимости от регламента, состава жюри и методов оценки работ. Всё чаще в конкурсах появляется категория для нелатинских шрифтов. Дизайнер Константин Головченко долгое время изучал историю конкурсов кириллических шрифтов и собрал уникальные архивные материалы о проектах и художниках. Мы публикуем первую часть его исследования — о том, какие были конкурсы в дореволюционной России и в первые годы советской власти.
|
|
26.08.2019 |
Шрифт |
Право на шрифт
Шрифт — один из самых сложных объектов авторского права. Запись в фейсбуке основательницы студии Brownfox Гаянэ Багдасарян о принципах лицензирования своих шрифтов вызвала целый шквал комментариев. Оказалось, что вопросы регулирования оборота и охраны шрифтов как объектов авторского права воспринимаются пользователями поверхностно. Алексей Мурашко, типограф и юрист по образованию, попытался представить фактическое положение дел с лицензированием шрифтов и проанализировал лицензии ведущих студий.
|
|
28.06.2019 |
Интервью |
Интервью с Франсуа Раппо
Типографику в определённом смысле можно сравнить со стулом: у неё есть функция. Когда вы проектируете стул, вы знаете, что люди будут на нём сидеть. Он должен быть надёжным, безопасным и функциональным. Но если вы хотите чего-то большего — это уже задача посложнее. Особенно в текстовых шрифтах, где формы знаков максимально функциональны и не очень выразительны. Это уже напоминает выбор кроссовок.
|
|
13.05.2019 |
Кириллица |
Десять шрифтов Владимира Ефимова
6 мая исполнилось 70 лет со дня рождения шрифтового дизайнера Владимира Ефимова (*6 мая 1949 †23 февраля 2012). Мы выбрали 10 шрифтов Владимира Венедиктовича и сопроводили их комментариями, которые он записал в 2010 году для выставки «Шрифтовых дел мастер» в Музее архитектуры. Мы публикуем комментарии с небольшими сокращениями. Список начинается со шрифтов, которые не всегда связывались в сознании читателей с «академическим» стилем Владимира Ефимова.
|
|
25.01.2019 |
Кириллица |
О двух техниках древнерусской каллиграфии
«Затевая три года назад исследование графики древнерусских книг, мы ставили своей целью прежде всего определить технику исполнения уставных и полууставных почерков XIV–XVI веков, понять, как эта техника соотносится с тем, что известно нам о западной каллиграфии, выявить дукты письма и в конце концов проверить, соответствует ли действительности утверждение о рисованном характере устава. То, что в итоге нами обнаружено, в значительной степени меняет представление о древнерусской каллиграфии».
|
|
20.12.2018 |
Интервью |
Интервью с Леонардо Сонноли
«Мне кажется, вдохновение приходит от культуры вообще. Сквозь призму культуры я подмечаю новые вещи или явления, которые восхищают меня и становятся источником вдохновения. Я люблю европейский авангард. Сначала это был авангард начала XX века, русский авангард, конструктивизм, голландский авангард, Баухауз, затем итальянский футуризм и движение дада в Германии…»
|
|
21.08.2018 |
Кириллица |
Русское письмо: традиция и эксперимент
Весной 2018 года в Москве и Петербурге прошла одноимённая выставка, о которой мы давно хотели написать. Хотя выставка длилась совсем недолго, она стала важным событием в каллиграфическом сообществе и показала, что современное русское письмо не обязательно должно напоминать нам лишь об архаике. Один из устроителей выставки, дизайнер шрифта и каллиграф Олег Мацуев, размышляет о возможности современного бытования кирилловской рукописной традиции и о том, почему без самобытного письма не может быть самобытного дизайна.
|
|
9.08.2018 |
Обзор |
Десять шрифтов с кириллицей 2017 года
Представляем ежегодный обзор журнала «Шрифт», сделанный с помощью наших друзей из Readymag. Условия выбора шрифтов для обзора остались следующими:
1) шрифт должен содержать стандартный набор кирилловских знаков; 2) право на использование шрифта должно быть доступно для приобретения любому желающему; 3) дата выпуска — не ранее января и не позднее декабря 2017 года.
|
|
22.06.2018 |
Интервью |
Интервью с Броуди Ноеншвандером
«Книга кинетична, она взаимодействует со зрителем не так, как скульптура или картина. К тому же ей всегда сопутствует ожидание определённых отношений между текстом и графикой. Это сложный медиум, чтобы его использовать, мне должно понравиться то, что нового я могу привнести в отношения текста и картинки, и с точки зрения кинетики книги. Мне неинтересно переизобретать конструкцию книги. Потому что мне кажется, что там и так достаточно вопросов…»
|
|
2.04.2018 |
Колонка |
Два примечания
Владимир Кричевский о юности типографа: «Аккуратно бритые штатники», к коим я принадлежал, стремились подражать обыкновенным американцам, благо в одежде последних была (есть?) масса тончайших особенностей, которым, собственно, и посвящено примечание из «Графических знаков Оттепели». В дополнение к нему стоит подчеркнуть, что не будь я «штатником» (это требовало особой остроты зрительной восприимчивости), очень возможно, не стал бы и типографом. Разрез, обшлагá и пуговицы пиджака — чем не те же засечки и наплывы?!"
|
|
26.03.2018 |
Интервью |
Letters from Sweden
«Создать интересный гротеск — это далеко не так просто. Но всё же если постараться, то можно привнести что-то новое в этот жанр, отличающееся от уже существующих гротесков. Это как песня на трёх аккордах — возможности безграничны. Шрифты очень чувствительны даже к небольшим изменениям, неуловимые детали могут создать совершенно новое ощущение…»
|
|
5.03.2018 |
Колонка |
Генотип шрифта
Вера Евстафьева о процессе разработки шрифтов: «Меня поражает подобная биоморфность шрифта. Именно в этой сложности причина того, что пока не создан генератор новых шрифтов. Закономерности внутри шрифтов, их парадигма и генотип бывают принципиально разными, и это удивительно, как и то, что невозможно измерить одной и той же логикой все шрифты. Те шрифтовые дизайнеры, которые выбирают путь разнообразия в своей работе (не культивацию одного стиля), знают это ощущение возникающее ещё на этапе замысла шрифта: всё начинается как будто заново, и с каждым новым проектом приходится искать новый путь».
|
|
9.02.2018 |
История |
Поджо Браччолини и загадочная надпись в Террануова-Браччолини: гипотеза о возрождении Римского монументального письма
Мемориальная доска с текстом Поджо Браччолини из церкви Святой Марии в Террануова-Браччолини, небольшом тосканском городке между Флоренцией и Ареццо — одна из самых странных надписей эпохи Возрождения. Длинный текст рассказывает, как «один римский гражданин, бедный и нуждающийся», сетовал Богу на свою жизнь. В череде снов ему привиделся призрак, повелевший разрушить алтарь в церкви, построенной Сикстом II, ибо под ним скрывалось сокровище...
|
|
29.01.2018 |
Колонка |
Язык без правил и исключений
Рустам Габбасов о книге «О языке композиции» Юрия Гордона: «Несмотря на то что автор не может скрыть иронии перед академическими сочинениями о композиции, его собственная книга даёт ничуть не больше ответов. „О языке композиции“ — неровное, задиристое сочинение „обо всём сразу“, но усердный читатель найдёт в нём настоящие жемчужины смысла. <...> У каждой главы — свой повод для разговора. Точнее всего было бы назвать их опытами по композиции: внимание автора может привлечь знаменитая скульптура, архитектурное сооружение, случайно обнаруженная дома пластиковая игрушка и, конечно, книги».
|
|
14.12.2017 |
Интервью |
Интервью с Юрием Ярмолой
«Методика работы с контурами у всех очень разная: есть „цифровые“ люди, которые сразу видят контур и начинают рисовать точку за точкой, кто-то, наоборот, сначала грубо набрасывает линии, а потом начинает их поправлять. Кто-то хочет видеть точки, а кому-то они мешают, кому-то важно видеть залитые контуры, а некоторые могут работать только с голым контуром. И я стараюсь сделать программу максимально настраиваемую, поэтому, кстати, никогда не следует пользоваться „дефолтными“ установками в „Фонтлабе“».
|
|
30.11.2017 |
Типографика |
Гельмут Шмид об Эмиле Рудере
Я сразу понял, что нужно смотреть по сторонам. Что в Швейцарии типографика одна, в Базеле — другая, а типографика Эмиля Рудера непохожа ни на одну из них. «Даже не показывай, я знаю, что они там делают», — сказал Рудер, когда я попытался продемонстрировать ему свои работы. «Там» — это в Западной Германии, на границе со швейцарским Базелем. Так случилось, что я жил по ту сторону границы, в городе Вайль-ам-Райн. Путь до Базеля был лёгкой прогулкой к границе. Путь к типографике лежал через границу. В апреле 1960 года я получил разрешение на пересечение пограничной зоны, чтобы стать ближе к типографике...
|
|
27.10.2017 |
Интервью |
Интервью со студией Groza Design
«В работе разговоры занимают семьдесят процентов времени, а сам дизайн делается крайне быстро. Бесконечные перемещения букв по листу — не наш стиль. Важно, чтобы работа была интересна самому заказчику, ведь бывает, что тот контакт, о котором ты говоришь, не возникает. Это как в любви: если взаимного интереса нет, то и работа получится неважная».
|
|
2.10.2017 |
Колонка |
Новые книги Владимира Кричевского
В издательстве «Арт Волхонка» вышла книга Владимира Кричевского (при деятельном участии Георгия Ратьковского) «Графические прелести и курьёзы: книга для чуткого дизайнера». Новые этюды об оформлении довоенных советских книжек появились вскоре после квадратного альбомчика о проблесках «формализма» во внешности книги в 1930-е. Между небольшими по объёму сочинениями есть перекличка в главном, но в выборе визуального материала книги отличаются существенно.
|
|
20.09.2017 |
Интервью |
Интервью с Эриком Шпикерманом в печатной мастерской p98a
«Нам просто нравится печатать» — такими словами встречает первый номер журнала Paper, который Эрик Шпикерман c небольшой командой выпускает в мастерской p98a. Эту печатную мастерскую в районе Тиргартен города Берлин по адресу Потсдамер-штрассе, 98a Эрик открыл вскоре после продажи компании FontShop в 2014 году корпорации Monotype, что многих, мягко говоря, удивило.
|
|
21.08.2017 |
Колонка |
О природе случайностей
«Я вижу, что Владимир Кричевский достиг невероятных высот понимания сути вещей в профессии, просветления, невидимой границы горизонта событий, откуда, как известно, дороги назад нет. Это не активная типографика, в которой типограф воздействует на содержание, во всех отношениях определяя его форму, а скорее дзен-практика, созерцательная типографика, в которой он находит очарование быть наблюдателем, быть ведомым...»
|
|
21.08.2017 |
Колонка |
Книги Мёбиуса
Елена Герчук об экспериментах с книжными конструкциями: «Возможности электронной книги, собственно структурные её возможности, позволяющие читателю мгновенно и в любой момент переходить (или не переходить, то есть самостоятельно выстраивать свой собственный маршрут чтения) от одного блока информации к другому, с неизбежностью должны были вызвать ответную реакцию книги материальной».
|
|
15.08.2017 |
Колонка |
Издательская история «Типографики в терминах и образах»
Мой чёрно-белый двухтомник пробивался к свету долго и через множество инстанций. Двадцатилетняя история его появления знаменует мучительный процесс восполнения недостающего профессионального словосмысла, эпизод сопротивления невежеству, недальновидности, высокомерию. Громко говоря — случай торжества справедливости.
|
|
24.07.2017 |
Интервью |
Интервью со студией NORM
В октябре 2016 года студия NORM выступила на конференции «Серебро набора» в Москве с рассказом о своих проектах, и главное внимание в презентации было уделено шрифтовому дизайну. Внимательное изучение проектов студии NORM наводит на мысли о работах их швейцарских предшественников. К примеру, можно проследить общность со взглядами Адриана Фрутигера на проектирование шрифтовых систем, или найти пересечения с математическим подходом в искусстве Макса Билла.
|
|
25.06.2017 |
Обзор |
Десять шрифтов с кириллицей 2016 года
Условия выбора проектов остались прежними: шрифт должен содержать набор кириллических знаков, право на его использование должно быть доступно для приобретения любому желающему, дата выпуска — не ранее января и не позднее декабря 2016 года. На этот раз дополнительно к десятке мы решили собрать небольшой арьергард из 9 шрифтов, а авторам шрифтов задали несколько вопросов.
|
|
20.06.2017 |
Колонка |
Как «техническое оформление» способно повлиять на «художественное содержание»
Разведение «художества» и «техники» неправедно в принципе. Оно ведёт к далеко идущим неприятным последствиям: станковое начинает возвышаться над прикладным, живопись — над графикой, иллюстрирование — над типографикой, избыточное (навороченное, затратное, особое) — над достаточным (скромным и обыденным), наружное над внутренним, и даже, как будет показано, цветное над чёрно-белым.
|
|
4.05.2017 |
Колонка |
Типографика как праздник случайности
Речь пойдёт о типографических особенностях, которые не принято замечать. Однако они существенны во всех отношениях. Безразличные дизайнерам, они, как ни парадоксально, очень хорошо знакомы и даже дороги читателям. Читатели подсознательно запоминают эти особенности, ибо они помогают ориентироваться в книге и даже запоминать прочитанное. Такими особенностями по воле неотвратимой случайности в разной степени наделена любая рядовая полоса любой книги. Но среди разных полос есть наиболее характерные.
|
|
23.03.2017 |
История |
Рисованный шрифт Льва Збарского
Время Збарского — время книг нового стиля. Короткая оттепель (1954–1964) в советской жизни и культуре коснулась и пространства книги, преобразовала её составные элементы: переплётные материалы, фактуру, колорит, композицию обложек и титульных листов, характер леттеринга и стилистику иллюстраций. Господство псевдоклассического фасада 40–50-х годов в книге с его торжественными, строго симметричными и однообразно безжизненными шрифтовыми композициями сменилось свободным, лёгким и человечным рисованным шрифтом.
|
|
27.02.2017 |
Интервью |
Интервью с профессором Гердом Фляйшманом
Типограф, автор и педагог Герд Фляйшман рассказывает о времени, особенностях учебного процесса и типографике школы Баухауз. «Когда я впервые узнал о Баухаузе в 1955 году, Баухауз сулил свободу. Для меня это прежде всего свобода. Сегодня же многие воспринимают Баухауз именно как стиль. Однако мастера и студенты этой школы всегда стремились ровно к противоположному».
|
|
15.02.2017 |
История |
Краткая история геометрических гротесков в немецкой культуре
Шрифты выражают дух времени. Бурные двадцатые XX века подарили миру целый ряд открытий: принципиальность в искусстве, новые идеи в науке, интенсивное развитие инженерной мысли в Германии. Это нашло своё отражение и в «новой типографике». Между 1925 и 1930 годами появился и принципиально иной подход к шрифтам — их стали «строить», что дало импульс развитию геометрических гротесков.
|
|
18.01.2017 |
Колонка |
Шрифт без типографики
Мария Дореули о шрифтовом переизбытке и кризисе в типографике. «Интерес к буквам в последние годы стремительно растёт. Растёт он во всём мире, но в нашей стране процесс ещё более очевиден на фоне предшествующего ему периода безразличия и застоя. Появляются шрифтовые школы, проводятся шрифтовые и околошрифтовые интенсивы, конкурсы, фестивали, конференции. Ажиотаж вокруг шрифтовой темы должен бы радовать, но у меня создаётся впечатление, что отрасль развивается слишком непоследовательно».
|
|
30.12.2016 |
Колонка |
«Книга глазами дизайнера»: глазами не «ведущего», но разборчивого дизайнера
Владимир Кричевский о выставке «Книга глазами дизайнера» в Российской государственной библиотеке. «Нет простых, деловых, скромных, доступных по цене, словом, „нормальных“ книг. Огромная часть русских книг, включая самые интересные и полезные, находится за пределами культурного типографического освоения. Порочный круг: „ведущий“ дизайнер за „нормальную“ книгу не возьмётся, издатель таковую ему не предложит, нашей материальной культуре нет дела до обыкновенного...»
|
|
27.12.2016 |
Колонка |
Пределы совершенства
Вера Евстафьева рассуждает о постоянно меняющихся технологиях, их влиянии на характер контура, и технологических ограничениях, которые можно использовать в качестве художественного приёма.
«Система координат перевернулась. Те вещи, в которых точность ручной работы достигла какого-то сверхъестественного качества, вдруг стали „проваливаться“ в нашем восприятии и в нашей оценке. Компьютер делает эту работу быстрее и дешевле, присмотреться мы не всегда успеваем, а прикосновение руки в идеальной ручной работе почти не заметно...»
|
|
13.12.2016 |
Практика |
Разработка шрифта Yandex Sans
В апреле этого года компания «Яндекс» анонсировала собственный шрифт Yandex Sans. Этот шрифт разрабатывался в течение нескольких лет дизайнерами Мигелем Рейесом, Ильёй Рудерманом и Кристианом Шварцем в сотрудничестве с дизайнерами компании. Мы поговорили с участниками проекта о целях, процессах и особенностях внедрения нового шрифта в «Яндексе» и его продуктах.
|
|
14.11.2016 |
Колонка |
Книги и книги
Елена Герчук рассуждает о принципиальном несходстве бумажной и электронной книги, и задаётся вопросом, какие сценарии взаимодействия читателя с текстом и медиа будут уместны в будущем. «Прошла эйфория от возможности носить в одном кармане всю мировую литературу, хоть художественную, хоть деловую (это уточнение в дальнейшем может оказаться весьма важным). Стало ясно, что вместо простой, уже не раз случавшейся в истории человечества замены старого „носителя информации“ на новый произошло что-то совсем другое».
|
|
31.10.2016 |
Колонка |
Встречи с Виллу Тоотсом
Максим Жуков делится личными воспоминаниями о своих встречах с всемирно известным эстонским каллиграфом, художником шрифта, книжным дизайнером, автором и педагогом Виллу Тоотсом (1916–1993). «Тоотс произвел на меня сильное впечатление. Его облик и манеры противоречили расхожим стереотипам о холодности и медлительности прибалтов: в каждом его движении сквозили энергия и живость». В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения мастера.
|
|
13.10.2016 |
Полка |
Стиль сан Су: о новой книге Владимира Кричевского
Владимир Кричевский открыл ещё одну звезду в плеяде графических дизайнеров двадцатых годов XX века. Новая монография посвящена Александру Михайловичу Сурикову (1907–1946) и продолжает серию книг о дизайнерах «дцатых», в которой Кричевский уже рассказал о Николае Ильине, Константине Бор-Раменском, Дмитрии Буланове. В поисках наиболее естественного сочетания содержания и оформления автор выстраивает настоящую полифоническую систему, в которой на основную тему наслаиваются побочные — как на уровне текста, так и на уровне дизайна.
|
|
14.09.2016 |
Интервью |
Самая маленькая из больших студий
«Леттерхед» — прежде всего студия графического дизайна, но отличается она тем, что почти во всех проектах использует шрифты из собственной библиотеки. А если подходящего шрифта нет, то разрабатывает его, исходя из поставленной задачи. За годы работы «натуральное хозяйство» леттерхедов обрело масштабы большой шрифтовой библиотеки с гарнитурами самых различных жанров — от акцидентных до текстовых.
|
|
18.08.2016 |
Колонка |
Нельзя ли без принтов?
Колонка Владимира Кричевского — о семантической силе графического знака, о силе, которая проявляется независимо от того, какой смысл вкладывает носитель и вкладывает ли вообще.
«Природа принто- и лейбломании разная, и её нетрудно выявить по внешним признакам: по одежде, стилю поведения, выражению лица. Одни самонадписаны по случайности, другие — по недомыслию, третьи — в желании подчеркнуть собственную неотразимость, четвёртые — в пику „отсталым“ обывателям. Но за всем этим скрыта единая не каждым осознаваемая сущность: иностранное слово якобы делает русского человека (см. примечание) гражданином мира, приобщает его к истинной цивилизации».
|
|
18.07.2016 |
Интервью |
Интервью с главредом журнала «Новый мир» Андреем Василевским
«Новый мир» — один из старейших российских журналов, издающийся с 1925 года. Как и другие литературные толстяки («Октябрь», «Дружба народов» или «Знамя»), он продолжает выходить каждый месяц и публиковать художественную прозу, стихи, очерки, философские материалы. Что происходило с легендарным изданием на протяжении 90 лет с точки зрения дизайна? Поэт, литературный критик, главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский рассказал о связи формы и содержания знаменитого литературного «толстяка», который он возглавляет с 1998 года.
|
|
10.05.2016 |
Полка |
«Жизнь и эпоха Джамбаттисты Бодони» глазами Валери Лестер
В американском издательстве David R. Godine в сентябре прошлого года вышло жизнеописание итальянского пуансониста, гравёра, печатника и типографа Джамбаттисты Бодони (Giambattista Bodoni, 1740–1813). Удивительно, но до сих пор не существовало подробной биографии этого выдающегося художника и ремесленника, который ещё при жизни стал национальной гордостью. Писательница и исследовательница Валери Лестер с академической строгостью и опытом беллетриста воссоздала мир, в котором жил и работал Бодони.
|
|
5.04.2016 |
Обзор |
Десять шрифтов с кириллицей 2015 года, о которых мы хотим поговорить сегодня
Мы решили убрать из названия нашего ежегодного обзора слово «топ». Опыт последнего отбора финалистов привнёс в редколлегию — кроме жаркого обсуждения и категорических заявлений — понимание, что эпитет «лучший», и уж тем более фраза «лучшая кириллица», звучит крайне субъективно и высокомерно. «Лучшее» непроизвольно требует полюса «худшее», возбуждает сомнения («достаточно ли лучшее?») и требует сравнения «лучше, чем...». Дабы избежать этих противоречий, мы сосредоточились на профессиональном интересе к самому предмету — шрифту как явлению.
|
|
2.03.2016 |
История |
Макс Кафлиш и «идеальная книга»
Герман Цапф: «Макс Кафлиш (Max Caflisch * 25.10.1916; † 03.03.2004) выступает за удобную и востребованную книгу, без изощрённых типографических приёмов. Он не относится к почитателям чихольдовской школы с её догматичной типографикой. В докладе, опубликованном к 20-летию основания Международной ассоциации типографов (ATypI) в 1977 году, на странице 29 мы читаем: „Вопрос, следует ли набору быть симметричным или асимметричным, к счастью, потерял свою актуальность. Типографика не должна быть традиционной или прогрессивной, она должна быть выстроена таким образом, чтобы простейшими и действенными средствами оптимально достигать поставленной цели“».
|
|
18.01.2016 |
Интервью |
Typeradio: интервью с Лизой Энебейс и Дональдом Бикменом
Typeradio — это интернет-радиостанция о шрифте и дизайне. С 2004 года её архив пополняется и сейчас насчитывает около 300 записей интервью с профессионалами из сферы дизайна. На этот раз Typeradio (то есть Лиза Энебейс и Дональд Бикмен) отвечает на вопросы Ильи Рудермана во время шрифтовой конференции «Серебро набора» (сентябрь 2015, Москва).
|
|
16.12.2015 |
История |
Книга и шрифт в 1960-е: от оттепели к застою
Глава о книгах и художниках 1960-х годов XX века из монографии Юрия Герчука «Искусство печатной книги в России XVI–XXI веков». В труде Юрия Яковлевича Герчука рассматриваются сложные и малоисследованные процессы становления и развития искусства печатной книги в России за несколько столетий. Тема книжного и шрифтового дизайна в СССР 1960-х годов выбрана нами не случайно: подобно советскому оттепельному искусству, дизайн этого периода является яркой приметой времени и по-прежнему вдохновляет многих современных художников.
|
|
16.11.2015 |
Интервью |
Интервью с Самнером Стоуном
«Мы очень долгое время воспринимали буквы как должное и утратили знание об их происхождении и структуре. Даже люди, которые считаются экспертами, не до конца понимают, почему те или иные буквы обладают определённой формой. Чтобы понять, что мы делаем, необходимо заглянуть в историю. Ведь на самом деле буквы сделаны... из других букв».
|
|
25.08.2015 |
Практика |
Шрифт Траяновой колонны в России и Америке
«Задачу адаптации шрифтов, изначально спроектированных на латинской алфавитной основе, для набора на языках, использующих кириллицу, облегчает присутствие в обеих системах письменности сходных или даже одинаковых по форме символов, притом что они нередко обозначают совершенно разные звуки». Максим Жуков о роли шрифта Траяновой колонны в истории типографического дизайна в СССР и о разработке кирилловских вариантов шрифтов Adobe Trajan Pro 3 и Adobe Trajan Sans, в которой типограф принимал участие в роли консультанта.
|
|
1.07.2015 |
Соло |
Шрифт Perpetua Эрика Гилла
Перпетуа — это постоянство, надёжность и верность. От того же корня происходит всем известное слово perpetual — «вечный» и знаменитое perpetuum mobile. Перпетуа — имя христианской святой, растерзанной в Карфагене в III веке нашей эры. Перпетуа — мыс в Тихом океане, на территории штата Орегон, он славится причудливостью прибрежных скал и танцами прибоя. Но кроме всего этого, Perpetua — шрифт Эрика Гилла, камнереза, скульптора, типографа, гравёра и художника, одного из самых ярких и самобытных авторов XX века.
|
|
7.05.2015 |
Интервью |
Типомания: интервью с Александром Васиным
30 и 31 мая 2015 года в Москве состоится четвёртый по счёту фестиваль «Типомания» — ежегодный праздник шрифта, типографики, каллиграфии и видео, как представляют его сами организаторы. «Шрифт» расспросил основателя фестиваля, дизайнера и преподавателя Александра Васина о подготовке к этому событию, жизни вне фестиваля и его совместных с Натальей Вельчинской учебных проектах.
|
|
21.04.2015 |
Полка |
Юрриан Шрофер: пять книг о мятежном типографе
В марте 2013 года в издательстве Unit Editions вышла небольшая книга, пролившая свет на жизнь и творчество нидерландца Юрриана Шрофера (1926–1990), малоизвестного за пределами родины многогранного дизайнера. Он добился новаторских результатов в проектировании фотокниг, фирменных стилей, участвовал в координации дизайн-сообщества и политики в сфере творческих индустрий Голландии, а на пике своей карьеры в 70-х отметился причудливым экспериментальным подходом к построению шрифтов и сложных ритмических композиций на их основе.
|
|
23.03.2015 |
Интервью |
Интервью с Герардом Унгером
«С возникновением цифровых технологий количество дизайнеров шрифта выросло невероятно. Но я не вижу в этом ничего плохого. Это замечательно, когда есть великое множество людей, с которыми можно встречаться и обсуждать, насколько разные продукты мы создаём или насколько наши шрифты похожи, когда мы рисуем нейтральный гротеск».
|
|
27.02.2015 |
Ремесло |
Лучшие шрифты 2014 года по мнению журнала
Публикация лучших шрифтов по мнению журнала в прошлом году вызвала необыкновенный интерес и до сих пор этот материал один из самых читаемых. Прошедший 2014 год показал, что количество шрифтов с кириллицей неуклонно растёт. На конкурс «Современная кириллица 2014», было прислано более 350 проектов с кириллицей. Но из этого внушительного числа лишь ничтожная часть проектов выходит на рынок и на всеобщее обозрение, большинство же проектов, созданных в том числе признанными мастерами, остаётся, увы, в столе.
|
|
6.02.2015 |
Интервью |
Интервью с Ильёй Рудерманом
«Я рассматриваю себя как практикующего шрифтового дизайнера, который в меньшей степени ориентирован на историческое обоснование своей деятельности и в большей — на попытку создавать нечто актуальное, новое. Условие, при котором я берусь за проект, — возможность придумать что-то уникальное, что могло бы стать вкладом в шрифтовое наследие или общую мировую культуру, хотя это, наверное, звучит слишком самоуверенно...»
|
|
14.01.2015 |
История |
Об унификации графем алфавитов
C. Б. Телингатер: «Я не могу отделаться от мысли, что в процессе своего исторического развития языковые алфавиты вместо того, чтоб сохранить и совершенствовать первородные достоинства простоты своей первоосновы, утратили их, усложнили возможность единственного пользования алфавитом. Классическая первооснова этих национальных алфавитов, греко-римская форма алфавита, была построена на соответствии отдельной графемы буквы, соответствующей звуковой единице фонематического строя языка, — одна буква условно выражала один звук...»
|
|
24.12.2014 |
Интервью |
Интервью с Яной Кутьиной и Андреем Белоноговым
«Леттеринг — это вещь в себе, со своим внутренним ритмом, акцентами, рифмами. К нему более применимы эффектные ходы, которые могут, например, ярче окрасить смысл написанного. И потом, леттеринг — всегда конкретное слово, фраза, определённое сочетание букв, заданное местоположение, а со шрифтом никогда не знаешь, что и где им будет написано. Могут ли быть пересечения? Пока, пожалуй, их не было, но исключать такую возможность не стоит».
|
|
27.11.2014 |
Рецензия |
Две стороны одной книги
В ноябре 2014 года в Москве вышла необычная книга — «Два шрифта одной революции». Её авторы Владимир Кричевский и Алексей Домбровский написали об одном времени (1920-х), но о двух совершенно разных типографических парадигмах. Кроме того, в книге воплотилась давняя мечта Кричевского о взаимном комментарии — в конце каждого раздела автор комментирует текст коллеги. Так перед нами разворачивается ещё и филологическая игра с особым сюжетом. Мы попросили Елену Герчук прочитать и рассмотреть книгу, её впечатления перед вами.
|
|
29.10.2014 |
История |
Сквозь мглу и хаос
«Он выработал совершенно новый шрифт, непонятно из каких источников выведенный... — написал Эраст Кузнецов о Сергее Чехонине. Действительно, в истории кириллицы (как, впрочем, и любой другой письменности) не найдётся ни одного образца, сколь-нибудь близкого чехонинским буквам. И всё же источники, хотя бы косвенные, вполне можно обозначить».
|
|
14.10.2014 |
Интервью |
Интервью с Тагиром Сафаевым
«Просто нужно понимать, что одной логики недостаточно, чтобы любить эту профессию, особенно в случае с кириллицей. Ты быстро поймёшь какие-то принципы, и они будут примитивны. А что дальше делать — непонятно. Гений же вдохновляет на другом уровне. Если у тебя нет возвышенных идей, нужна сверхсильная аргументация, чтобы заниматься кириллицей, потому что в ней особой поэзии нет».
|
|
10.09.2014 |
История |
История одного стандарта
В 1930 году в СССР произошло важное событие, существенно повлиявшее на развитие полиграфического оформления изданий на протяжении десятилетий. В феврале Всесоюзным комитетом по стандартизации был принят обязательный Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые». Вступая в силу с 1932 года, ОСТ 1337 регламентировал ассортимент ручных шрифтов, производимых отечественными словолитнями. Кроме того, фактически он определял и шрифтовой ассортимент типографий, поскольку не вошедшие в него шрифты должны были быть изъяты и сданы для переплавки.
|
|
15.08.2014 |
Интервью |
«Серебро набора»: интервью с Гаянэ Багдасарян
«Я собиралась на шрифтовое мероприятие к украинским коллегам, и внезапно меня пронзила мысль, что у нас в России нет ничего подобного. Мне это показалось настолько несправедливым и даже обидным, что я подумала: нужно срочно исправлять ситуацию, вот прямо сегодня».
|
|
8.07.2014 |
Практика |
Конгрев как символ тирании
В книге «ЗИМ. Горьковский ампир» буквальность «Большого стиля» оказалась своеобразно обыграна дизайнерами с помощью типографических решений и графических реплик на издания 50-х годов, однако образ книги оставляет более объёмное впечатление. Создание ЗИМа проходило в контексте действительно великой эпохи, но великой не столько своими достижениями, как до сих пор кажется многим в России, но прежде всего — своей трагедией, до сегодняшнего дня не получившей достойной оценки в обществе.
|
|
18.06.2014 |
История |
Типографика футуристов на взгляд типографа. Часть вторая
«Я потратил немало часов своей печальной жизни на вставку малюсеньких свинцовых брусочков между тысячами литер, прошедших через мои пальцы» — так писал Илья Зданевич в своих заметках Пятьдесят лет спустя. О том, что он был типографом в полном смысле слова, говорят не только его собственные признания. Почти все авторы, пишущие о футуризме, сходятся в том, что все имена «лучистых поэтов», чьи работы даны в статье С. Худакова из сборника Ослиный хвост и Мишень (1913), как и имя автора статьи, — вымысел И. Зданевича. Если так, то самые ранние футуристические эксперименты с набором предприняты (до Маринетти) именно им.
|
|
5.06.2014 |
Интервью |
Маша Дореули: я научилась быстро принимать решения
Я считаю успешным такой текстовый шрифт, в котором дизайнер подошёл с умом к знаковому составу и к планированию семьи. С этого мы начинали работу в Голландии. Даже на примере нескольких букв можно показать и аргументировать, почему нужны именно такие начертания.
|
|
14.05.2014 |
История |
Теория Фаворского о шрифте
Глава из книги «Об искусстве, о книге, о гравюре» (Москва, 1986) мастера русской гравюры, книжного дизайна, живописца и теоретика искусства Владимира Фаворского. В статье рассматривается графическая выразительность отдельных букв русского алфавита, особенности композиции слова и фразы, затрагиваются важные понятия чёрного и белого в шрифте. Не меньший интерес представляют рассуждения великого графика о связи шрифта с иллюстрациями.
|
|
23.04.2014 |
Колонка |
Взгляд на букву «б»
Мы открываем серию авторских колонок о буквах кирилловского алфавита. Что можно сказать о букве, глядя на неё? Только то, что её форма подразумевает бесчисленное количество вариантов. Но что происходит, когда мы сравниваем букву с подобными ей знаками в системе шрифта? Форма буквы начинает обретать смысл. Дизайнер шрифта Гаянэ Багдасарян делится собственным мнением о формообразовании одной их самых непростых в исполнении букв нашего алфавита.
|
|
9.04.2014 |
Критика |
25 полемических суждений не в пользу шрифтоцентризма
«Россия переживает шрифтовой бум, а когда-то мы пробавлялись пятью гарнитурами. В те недалёкие времена я трепетал перед всем, что связано со шрифтом, ныне хочу развенчать культ изящного предмета. Нет, я ценю и, кажется, понимаю творчество талантливых и бойких мастеров тончайших различий и оптических иллюзий, но не считаю нормальным такое положение вещей, когда их (мастеров) стараниями проблематика мельчайшего структурного элемента начинает теснить проблематику зрительного оформления текста и графической вещи, когда камерный тайп-дизайн норовит подменить большую типографику».
|
|
27.03.2014 |
Интервью |
Джерри Леонидас про учёбу в Университете Рединга
«Шрифты существуют не в вакууме: они обретают форму и смысл, поскольку находятся в диалоге со многими другими уже существующими шрифтами, а также отвечают меняющимся условиям использования шрифтов. Хорошему дизайнеру необходимо обладать навыками исследователя и должным пониманием истории и практики типографики».
|
|
12.03.2014 |
Интервью |
Юрий Герчук о Владимире Фаворском
«И я не думаю, что Борис Годунов сделан иначе, чем, скажем, Книга Руфь или Пильняк... Пильняк, между прочим, — книжка, особняком стоящая, ничего похожего у Фаворского больше нет, очень интересная работа, но она единственная в своём роде. Книга Руфь лежит в каком-то ряду, а здесь всё было изготовлено совершенно иначе. Я думаю, что это скорее общее влияние атмосферы художественной, которая всё-таки была другой, и уже работать так, как в 20-е годы, было, видимо, нельзя. Внутренне нельзя, не только внешне, не только по внешним причинам. Всегда были люди, которые считали, что настоящий Фаворский — ранний, были люди, которые считали, что настоящий Фаворский — поздний».
|
|
23.02.2014 |
История |
Письмо Максима Жукова Владимиру Ефимову
Нью-Йорк, 15 сентября 1995. «В советскую эпоху, когда шрифтовое хозяйство было взято на спецучёт, развитие типографики было пресечено за ненадобностью. Как секса, типографики в СССР — не существовало... Одновременно, с распространением рисованного шрифта (все мы рисовали шрифт; а что нам оставалось?!), к художникам книги пришло удивительное, ни с чем не сравнимое чувство хозяина шрифта, и его рисование сделалось интимным средством самоутверждения. В отсутствие настоящей школы, в противоестественных обстоятельствах симуляции типографики подручными средствами, шрифтовая графика превратилась в уникальное по накалу страстей ристалище художнических амбиций. Жар этих разборок ощущается и поныне».
|
|
18.02.2014 |
История |
Кириллица в русской культуре
Выступление Юрия Герчука на конференции ATypI-2008 в Санкт-Петербурге: «В теории происхождения гражданского шрифта, выдвинутой в 1947 году историком шрифта А. Г. Шицгалом, изложено, что именно скоропись и послужила для него графической основой. Теория эта не подвергалась до сих пор серьёзной критике и легла в основу позднейших характеристик петровского шрифта. Между тем как мотивы, так и доводы этого автора представляются мне сомнительными».
|
|
3.02.2014 |
Ремесло |
Лучшие шрифты 2013 года по мнению журнала
Мы с вами оказались в ситуации абсолютного отсутствия обзоров кириллических шрифтов. Эту функцию до сих пор в России выполняли только нерегулярные конкурсы, что лишает нас возможности ежегодно наблюдать общую картину. Перед вами попытка положить начало такой традиции — лучшие шрифты с кириллицей 2013 года по мнению журнала «Шрифт».
|
|
28.01.2014 |
От редакции |
Письмо читателям. С картинками
Дорогие читатели, можно сказать, что первый этап турбулентности, связанный с запуском журнала, позади: на настройку сайта и редакционной жизни ушло около пяти месяцев. Теперь мы можем поговорить о наших планах и публикациях, которые будут появляться на страницах «Шрифта» в обозримом будущем.
|
|
24.01.2014 |
Соло |
Кириллический Киш. Часть вторая
Шрифты Киша — одни из лучших образцов динамичной барочной голландской антиквы старого стиля. В очерке Владимир Ефимов подробно рассказывает об истории создания кириллической гарнитуры Bitstream Kis — современной версии шрифтов Киша. Один из красивейших латинских шрифтов эпохи великого самодержца, по мнению автора, даёт ответ на резонный вопрос: «Могла ли форма петровского шрифта быть иной?»
|
|
19.12.2013 |
Соло |
Шрифт Amalta Веры Евстафьевой
«В Амальте суммировались импульсы, знания, мысли, накопившиеся к началу работы над ней, пришедшие из разных моих занятий, из разных лет: и сам по себе шрифтовой дизайн, преподавание, и давний опыт учёбы».
|
|
10.12.2013 |
История |
Типографика футуристов на взгляд типографа
Статья написана Владимиром Кричевским, автором известных книг, исследователем русского графического дизайна начала XX века. «Типографика футуристов...» была опубликована в «Терентьевском сборнике» под редакцией С. Кудрявцева в 1998 году и, по словам автора, осталась непрочитанной как дизайнерами, так и филологами.
|
|
14.11.2013 |
Полка |
Штрих. Теория письма
В книге «Штрих. Теория письма» суммированы результаты практических занятий Геррита Ноордзея и его учеников в Королевской академии искусств в Гааге. Знаменитая теория охватывает ряд важных постулатов — от понятия белого пространства в слове до подробного разбора движения штриха.
|
|
4.11.2013 |
Интервью |
Саша Королькова: «Я бы не хотела оказаться на месте Бодони»
С 1982 года Международная типографическая ассоциация (ATypI) вручает приз имени своего первого президента Шарля Пеньо дизайнерам не старше 35 лет «за выдающийся вклад в шрифтовой дизайн». В этом году престижную награду завоевала Александра Королькова.
|
|
17.10.2013 |
Практика |
Юрий Остроменцкий о редизайне журнала The New Times
Журнал выпускается с 2007 года издателем Иреной Лесневской в союзе с главным редактором Евгенией Альбац. В 2008 году жюри европейской премии «Свободная пресса Восточной Европы» отметило The New Times как одно из лучших печатных изданий в России, отличающееся «свободным сознанием и мнением».
|
|
3.10.2013 |
Полка |
Counterpunch — личная книга о ремесле
Counterpunch Фреда Смейерса — книга, посвящённая шрифтовому ремеслу в период Высокого Возрождения (1520–1600) во Франции и исторических Нидерландах. Обращение к истории находит у Смейерса практическое применение в дизайне шрифта сегодня.
|
|
12.09.2013 |
Соло |
Шрифт Austin студии Commercial Type
На первый взгляд дизайнер сделал всё, чтобы удовлетворить предсказуемые запросы глянцевых изданий и вывести на рынок очередную манерную антикву нового стиля — наследницу барочных шрифтов француза Дидо или итальянца Бодони.
|
|
3.09.2013 |
История |
Гражданский шрифт и кириллический Киш. Часть первая
Очерк Владимира Ефимова об истории гражданского шрифта и создании современного кириллического шрифта с учётом исторических форм — Civil Type and Kis Cyrillic. Сегодня, спустя 10 лет после выхода, статья не только не потеряла своей актуальности, но ещё сильнее способна взволновать и профессионалов, и просто читателей, которые интересуются историей гражданского шрифта.
|
|
Октябрь 2018 |
Фрутигер |
Адриан Фрутигер, его типографические произведения и труды
Йост Хохули написал этот очерк в 1994 году и, кроме комментариев о шрифтах, в нём размещены ключевые биографические сведения об Адриане Фрутигере. В 2017 году текст был переиздан отдельной брошюрой в Нью-Йорке (серия Typophiles Monographs) с послесловием автора. Перевод и издание этих текстов в России лишь частично закрывает огромный пробел в русскоязычных публикациях о выдающемся дизайнере и его работах.
|
|
Август 2019 |
История |
Шрифты Галины Банниковой
Наиболее известной работой Галины Андреевной Банниковой (30 марта 1901 — 27 июня 1972) является Банниковская гарнитура, выпущенная Отделом наборных шрифтов НПО «Полиграфмаш» в 1949 году сначала для ручного, а после (в 1951-м) и для строкоотливного набора. Исследование Банниковской гарнитуры — яркого примера синтеза графики русского гражданского шрифта начала XVIII века и старостильных антикв эпохи Возрождения — до сих пор не выходило за пределы общих характеристик шрифта и справочных сведений о его авторе.
|
|
Декабрь 2024 |
История |
Откуда пошёл палочный шрифт
Генетическую память революция отнюдь не отшибла. Но видеть в линейных шрифтах древности прямой прообраз палочного — это было бы, пожалуй, натяжкой. Тогда придётся перескочить сразу в начало ХХ века. Палочные шрифты порождены, с одной стороны, родовыми капризами стиля модерн (стало быть, всё теми же «немцами»), с другой — практическими нуждами рекламы, где палочность могла диктоваться необходимостью в крупных и к тому же плотных надписях.
|