Лучшие шрифты
с кириллицей 2013 года
по мнению журнала

Го­до­вые об­зо­ры — яв­ле­ние до­воль­но рас­про­странён­ное в лю­бой об­ла­сти, в том чис­ле и шриф­то­вой. Это воз­мож­ность бро­сить взгляд на ре­зуль­та­ты, по­нять тен­ден­ции, срав­нить с ожи­да­ни­я­ми. Толь­ко при од­ном усло­вии: если эта тра­ди­ция бы­ла за­ве­де­на. Мы ока­за­лись в си­ту­а­ции аб­со­лют­но­го от­сут­ствия об­зо­ров ки­рил­ли­че­ских шриф­тов. Эту функ­цию до сих пор в Рос­сии вы­пол­ня­ли толь­ко не­ре­гу­ляр­ные кон­кур­сы, что ли­ша­ет нас воз­мож­но­сти еже­год­но на­блю­дать об­щую кар­ти­ну. Пе­ред ва­ми — по­пыт­ка по­ло­жить на­ча­ло та­кой тра­ди­ции.

3 февраля 2014

Текст

Редакция

Нуж­но ска­зать, что по­лу­чив­ший­ся шриф­то­вой об­зор ро­жда­ет в нас сме­шан­ные чув­ства. В не­ко­то­рых слу­ча­ях раз­ни­ца в мас­штаб­но­сти вы­бран­ных шриф­тов на­столь­ко ве­ли­ка, что их со­сед­ство мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным не­до­ра­зу­ме­ни­ем. И в этот мо­мент нуж­но вспо­мнить о ре­аль­но­сти и кри­те­ри­ях от­бо­ра. Кри­те­ри­ев бы­ло три: пер­вый — шрифт вклю­ча­ет зна­ки ки­рил­ли­че­ско­го ал­фа­ви­та; вто­рой — шрифт (или его ки­рил­ли­че­ская часть) вы­пу­щен в пуб­лич­ную про­да­жу в 2013 го­ду; тре­тий — пра­во на ис­поль­зо­ва­ние шриф­та мож­но при­об­ре­сти на за­кон­ных осно­ва­ни­ях. Та­кие усло­вия остав­ля­ют часть про­ек­тов за бор­том, на­при­мер экс­клю­зив­ные шриф­ты или сту­ден­че­ские про­ек­ты. В пред­ва­ри­тель­ный от­бор по­па­ли 36 шриф­тов, из ко­то­рых ред­кол­ле­гия и ре­дак­ция вы­бра­ли 10 путём го­ло­со­ва­ния. Все шриф­ты да­ны в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке. Пред­став­ля­ем ва­ше­му вни­ма­нию ре­зуль­та­ты для са­мо­сто­я­тель­ных вы­во­дов.

Brioni от Typotheque

Ди­зайн ан­ти­к­вы Brioni Serif осно­ван на упраж­не­ни­ях ши­ро­ко­ко­неч­ным пе­ром, од­на­ко при пе­ре­хо­де от бу­ма­ги и ту­ши к кри­вым Безье ди­зай­нер пе­ре­осмыс­лил при­выч­ные штри­хи ши­ро­ко­ко­неч­но­го пе­ра. Мощ­ные пря­мо­уголь­ные за­сеч­ки, спо­кой­ные про­пор­ции и ритм де­ла­ют Brioni устой­чи­вым к раз­лич­ным спо­со­бам пе­ча­ти. Су­ще­ству­ет две вер­сии гар­ни­ту­ры: на­чер­та­ния с при­став­кой Text об­ла­да­ют не­вы­со­ким кон­трас­том меж­ду тол­сты­ми и тон­ки­ми штри­ха­ми и боль­ше под­хо­дят для на­бо­ра тек­стов в мел­ком кегле. Brioni Sans был спро­ек­ти­ро­ван Ни­ко­лой Джу­ре­ком в 2010 го­ду в ка­че­стве па­ры к од­но­имён­ной ан­ти­кве. Обе гар­ни­ту­ры, не­смот­ря на за­ду­ман­ную ди­зай­не­ром сти­ли­сти­че­скую связ­ку, аб­со­лют­но са­мо­сто­я­тель­ные ин­стру­мен­ты преж­де все­го для на­бо­ра длин­ных, ти­по­гра­фи­че­ски на­сы­щен­ных тек­стов. Фор­маль­но Brioni Sans под­хо­дит для та­ких за­дач бла­го­да­ря сво­им клас­си­че­ским про­пор­ци­ям и эле­гант­но­му ри­сун­ку, уме­рен­но­му кон­трас­ту штри­хов и тща­тель­но по­до­бран­но­му меж­бук­вен­но­му рас­сто­я­нию. С тех­ни­че­ской сто­ро­ны се­мей­ство Brioni от­ли­ча­ет­ся бо­га­тым со­ста­вом OpenType-функ­ций (сто­ит от­ме­тить, к при­ме­ру, де­вять ти­пов цифр для раз­лич­ных нужд), ши­ро­ким диа­па­зо­ном на­чер­та­ний и под­держ­кой боль­шо­го чис­ла язы­ков. С 2013 го­да в них вхо­дят и ки­рил­ли­че­ские язы­ки с гре­че­ским (ди­зай­нер Алек­сандр Тар­бе­ев).

Geometria от Brownfox

С про­шло­го го­да мо­ло­дая сту­дия Brownfox за­пол­ня­ет свою биб­лио­те­ку шриф­та­ми в при­выч­ных клас­си­фи­ка­ци­он­ных ка­те­го­ри­ях. По­сле DIN-по­доб­но­го шриф­та Brutal Type (ди­зай­не­ры Дмит­рий Рас­твор­цев и Га­янэ Баг­да­са­рян) сту­дия вы­пу­сти­ла гро­теск Geometria. Гео­мет­ри­че­ская стро­гость здесь ужи­ва­ет­ся с не­ожи­дан­но мяг­ки­ми де­та­ля­ми в не­ко­то­рых зна­ках, фор­мы шриф­та от­кры­ты и яс­ны. Гар­ни­ту­ра за­став­ля­ет вспо­мнить об из­вест­ных шриф­тах из этой ка­те­го­рии (на­при­мер, Futura или Avenir), но об­ла­да­ет соб­ствен­ным «ли­ца не­об­щим вы­ра­же­ньем». Бра­ун­фок­сы не про­га­да­ли — в ки­рил­ли­че­ском сек­то­ре по-преж­не­му остро не хва­та­ет оче­вид­но­го: раз­ви­то­го по на­чер­та­ни­ям гео­мет­ри­че­ско­го гро­те­ска, книж­ной ан­ти­к­вы, све­же­го и ак­ту­аль­но­го не­огро­те­ска и так да­лее. 16 на­чер­та­ний, под­держ­ка всех за­пад­но­ев­ро­пей­ских язы­ков (5 ко­ди­ро­вок), ряд обя­за­тель­ных OpenType-функ­ций, ки­рил­ли­че­ские и ла­тин­ские ли­га­ту­ры, ма­те­ма­ти­че­ские зна­ки — это лишь часть ар­се­на­ла Гео­мет­рии. Шрифт — один из по­бе­ди­те­лей кон­кур­са Гран­шан в но­ми­на­ции «Ки­рил­ли­че­ские тек­сто­вые шриф­ты».

History от Typotheque

В 2013 го­ду в са­мом боль­шом дол­го­строе (по за­ме­ча­нию Пе­те­ра Би­ла­ка) Typotheque по­яви­лась ки­рил­ли­ца и гре­че­ский ал­фа­вит. В двух сло­вах, шриф­то­вая си­сте­ма History — это на­бор раз­но­стиль­ных на­чер­та­ний, ко­то­рые мож­но на­кла­ды­вать друг на дру­га и по­лу­чать но­вые ре­ше­ния. С History мож­но до­бить­ся бес­ко­неч­но ва­ри­а­тив­ной и эф­фект­ной ак­ци­ден­ции. Пе­тер Би­лак на­чал этот про­ект ещё в 1990-х, вдох­но­вив­шись свое­об­ра­зи­ем то­скан­ских ини­ци­а­лов. Идея сме­ши­вать раз­ные ин­гре­ди­ен­ты в рам­ках ба­зо­во­го «ске­ле­та» шриф­та по­лу­чи­ла но­вый ви­ток, ко­гда Би­лак и ком­па­ния раз­ра­ба­ты­ва­ли шриф­ты для го­род­ской агло­ме­ра­ции Сент-Пол/Мин­неа­по­лис. То­гда сту­дия пред­ло­жи­ла за­каз­чи­ку про­то­тип шриф­то­вой си­сте­мы, ко­то­рая син­хро­ни­зи­ро­ва­лась бы с ка­лен­дарём на ком­пью­те­ре ди­зай­не­ра и слу­чай­но вы­би­ра­ла из соб­ствен­ной ба­зы на­чер­та­ний ис­то­ри­че­ские фор­мы. Од­на­ко в History Би­лак оста­вил лишь один «ске­лет» (про­пор­ции букв рим­ско­го ка­пи­таль­но­го пись­ма), на ко­то­рый «на­ве­ши­ва­ет­ся» 21 на­чер­та­ние. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния очерк о ра­бо­те над гар­ни­ту­рой, а так­же мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры её ис­поль­зо­ва­ния.

Humanist 521 от Paratype

Дол­го­ждан­ная ки­рил­ли­ца в Gill Sans, циф­ро­вой вер­сии зна­ме­ни­то­го шриф­та Эри­ка Гил­ла от ком­па­ний Bitstream и Paratype. Из ав­то­био­гра­фии Гил­ла сле­ду­ет, что Gill Sans (се­го­дня этот шрифт — один из сим­во­лов ан­глий­ской ви­зу­аль­ной сре­ды) воз­ник как эс­киз для вы­вес­ки про­грес­сив­но­го книж­но­го ма­га­зи­на в Бри­сто­ле. Ст­эн­ли Мо­ри­сон, уви­дев эти бук­вы, пред­ло­жил Гил­лу спро­ек­ти­ро­вать на их осно­ве но­вый гро­теск для ком­па­нии «Мо­но­тайп». Так в 1927 го­ду на­ча­лась ис­то­рия шриф­та, ко­то­рый за про­шед­шие де­ся­ти­ле­тия оди­на­ко­во хо­ро­шо об­слу­жи­вал и офи­ци­аль­ную ан­гли­кан­скую цер­ковь, и BBC, и пер­вые книж­ные об­лож­ки Penguin, и бри­тан­ские же­лез­ные до­ро­ги. Те­перь ди­зай­не­рам до­ступ­ны ки­рил­ли­че­ские вер­сии ше­сти тек­сто­вых на­чер­та­ний и сверх­жир­но­го на­чер­та­ния, раз­ра­бо­тан­ные Вла­ди­ми­ром Ефи­мо­вым и Иза­бел­лой Чае­вой, в пол­ном муль­ти­я­зыч­ном ком­плек­те, с ми­ну­скуль­ны­ми циф­ра­ми и от­дель­ным уль­тра­жир­ным на­чер­та­ни­ем ра­бо­ты Та­ги­ра Са­фа­е­ва.

Institut от Brownfox

Тё­плый лам­по­вый шрифт Institut вы­рос из эсте­ти­ки мо­но­ши­рин­ных шриф­тов на пер­фо­кар­тах и над­пи­сей на та­блич­ках в бес­ко­неч­ных ко­ри­до­рах на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских ин­сти­ту­тов. Его тя­же­ло­вес­ные и да­же гру­бые на пер­вый взгляд фор­мы не­ожи­дан­но вы­зы­ва­ют при ис­поль­зо­ва­нии со­всем дру­гие ощу­ще­ния. Ро­ман­ти­ка кос­ми­че­ских полётов и на­уч­ных экс­пе­ри­мен­тов в стро­го за­се­кре­чен­ных ла­бо­ра­то­ри­ях — мо­ти­вы, ак­тив­но ис­поль­зо­ван­ные ди­зай­не­ром Вя­че­сла­вом Ки­ри­лен­ко в пре­зен­та­ции шриф­та. Про­ект при­ме­ча­те­лен тща­тель­ным «шриф­то­вым брен­дин­гом», ко­то­рый со­здаёт яр­кий об­раз и на пер­вый взгляд ком­пен­си­ру­ет от­сут­ствие строч­ных зна­ков и аль­тер­на­тив­ных на­чер­та­ний.

Ladoga от Paratype

Объ­ём­ный про­ект Вик­то­ра Ха­ри­ка, над ко­то­рым он ра­бо­тал бо­лее 10 лет, — вос­со­здан­ная и рас­ши­рен­ная циф­ро­вая вер­сия ан­ти­к­вы, раз­ра­бо­тан­ной со­вет­ским ди­зай­не­ром Ана­то­ли­ем Ва­си­лье­ви­чем Щу­ки­ным (1906–1994) на осно­ве соб­ствен­ных ри­со­ван­ных ти­ту­лов и об­ло­жек книг. По сво­е­му внеш­не­му об­ра­зу Ladoga при­бли­же­на к пись­му ши­ро­ко­ко­неч­ным пе­ром и от­ча­сти к ран­ним ис­то­ри­че­ским фор­мам ан­ти­к­вы ста­ро­го сти­ля. Од­на­ко в боль­шей сте­пе­ни про­об­ра­зом Ла­до­ги по­слу­жил шрифт Tribunus Antiqua Уор­ре­на Чеп­пе­ла, раз­ра­бо­тан­ный ди­зай­не­ром для франк­фурт­ской сло­во­лит­ни D. Stempel AG в 1939–1940 го­дах. Ре­зуль­та­том уси­лий Вик­то­ра Ха­ри­ка и ком­па­нии стал раз­ви­тый ти­по­гра­фи­че­ский ин­стру­мент: че­ты­ре пись­мен­но­сти (ла­тин­ская, ки­рил­ли­че­ская с цер­ков­но­сла­вян­ским ком­плек­том с тит­ла­ми, гре­че­ская и иврит), ка­пи­тель, все ви­ды ин­дек­сов и над­строч­ных зна­ков, аль­тер­на­тив­ные зна­ки, че­ты­ре стан­дарт­ных тек­сто­вых и два за­го­ло­воч­ных на­чер­та­ния. Пе­ре­чис­ле­ние осо­бен­но­стей Ла­до­ги за­ня­ло бы не од­ну стра­ни­цу — так и по­сту­пил Вик­тор Ха­рик, по­дроб­но рас­ска­зав о про­ек­ти­ро­ва­нии этой гар­ни­ту­ры.

Lava от Typotheque

В 2012 го­ду Пе­тер Би­лак ре­шил из­да­вать соб­ствен­ный жур­нал Works That Work, и пер­вое, с че­го он на­чал, был фир­мен­ный шрифт для но­во­го из­да­ния. «Мне хо­те­лось сде­лать шрифт не про­сто ра­ди уни­каль­но­го сти­ля жур­на­ла. Я стре­мил­ся преж­де все­го со­здать гар­ни­ту­ру с вы­ра­зи­тель­ным го­ло­сом, — пи­шет Би­лак, — уве­рен­ным, но не на­зой­ли­вым, рас­по­ла­га­ю­щим к се­бе го­ло­сом ин­те­рес­но­го рас­сказ­чи­ка. Этот шрифт я со­би­рал­ся при­ме­нять как для длин­ных тек­стов, так и для брос­ких ко­рот­ких за­го­лов­ков. Так по­яви­лась Ла­ва». Ещё од­ним усло­ви­ем бы­ло ка­че­ствен­ное отоб­ра­же­ние шриф­та на все­воз­мож­ных план­ше­тах и те­ле­фо­нах с вы­со­ким и низ­ким раз­ре­ше­ни­ем экра­на. От­сю­да и ба­зо­вые ха­рак­те­ри­сти­ки Ла­вы: ри­су­нок шриф­та от­ли­ча­ет­ся от­кры­то­стью форм, спо­кой­ны­ми про­пор­ци­я­ми, серьёз­ное вни­ма­ние уде­ле­но меж­бук­вен­но­му рас­сто­я­нию и кер­нин­гу. Кро­ме то­го, в шриф­те не­сколь­ко ва­ри­ан­тов ри­сун­ка цифр: ми­ну­скуль­ные, циф­ры для на­бо­ра с про­пис­ны­ми бук­ва­ми, ка­пи­тель­ные циф­ры, а так­же мо­но­ши­рин­ные циф­ры для всех пе­ре­чис­лен­ных ва­ри­ан­тов (для та­блич­но­го на­бо­ра). Гар­ни­ту­ра под­дер­жи­ва­ет боль­шин­ство ев­ро­пей­ских язы­ков на осно­ве ла­ти­ни­цы.

Mr. Palker + Mr. Palkerson Юрия Гор­до­на

Mr. Palker и Mr. Palkerson — се­мей­ство шриф­тов (брус­ко­во­го и гро­те­ска) с рас­ши­рен­ным диа­па­зо­ном на­чер­та­ний. «С Пал­ке­ром и Пал­кер­со­ном лю­бой язык пре­вра­тит­ся в за­бор. А шесть на­чер­та­ний поз­во­лят точ­но вы­брать ма­те­ри­ал за­бо­ра — от сталь­ных пру­тьев Thin до ка­мен­ных бло­ков Black. В своём про­стей­шем ви­де ми­сте­ры Р&Р пред­на­зна­че­ны для плот­ной за­го­ло­воч­ной вёрст­ки в вик­то­ри­ан­ском или про­мыш­лен­ном сти­ле. Это впол­не до­брот­ные, не­сколь­ко ста­ро­мод­ные брус­ко­вый шрифт и за­кры­тый гро­теск» — так ха­рак­те­ри­зу­ет шриф­ты Юрий Гор­дон. Ди­зай­нер не по­жа­лел для обе­их гар­ни­тур спе­ций: в шриф­тах по не­сколь­ку аль­тер­на­тив на бук­ву, юни­кейс­ные ва­ри­ан­ты, ли­га­ту­ры, ка­пи­тель (её не­обыч­ный рост и тол­щи­на при­бли­же­ны к про­пис­ным бук­вам, и по­это­му она мо­жет слу­жить вто­рым ря­дом про­пис­ных или вы­сту­пать в на­бо­ре ло­го­ти­пов) и двух­этаж­ные ли­га­ту­ры, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но со­зда­вать, на­при­мер, эф­фект сла­вян­ской вя­зи. Как и мно­гие дру­гие шриф­то­вые про­ек­ты Юрия Гор­до­на, Пал­кер­со­ны на од­ном ды­ха­нии пе­ре­ко­че­ва­ли из «Фонтла­ба» в ре­аль­ный жур­наль­ный ма­кет.

Romanovsky от Paratype

В мар­те 2013 го­да ком­па­ния «Па­ра­тайп» за­вер­ши­ла ра­бо­ту над свет­лым на­чер­та­ни­ем шриф­та Ро­ма­нов­ский. Этот гро­теск по­явил­ся в сло­во­лит­не Оси­па Ле­ма­на в 1910 го­ду, че­рез год по­сле вы­пус­ка ла­тин­ско­го про­то­ти­па Feder Grotesk ра­бо­ты Яко­ба Эр­ба­ра (1878–1935) во франк­фурт­ской сло­во­лит­не Ludwig & Mayer. Ини­ци­а­то­ром со­зда­ния циф­ро­вой вер­сии шриф­та Ро­ма­нов­ский вы­сту­пи­ла Ма­стер­ская Ди­мы Бар­ба­не­ля, и в даль­ней­шем шрифт был за­дей­ство­ван в ди­зай­не школь­но­го сло­ва­ря рус­ско­го язы­ка (из­да­ние СПб­ГУ). По­лу­жир­ное на­чер­та­ние Олек­са Во­ло­чай
ри­со­вал, све­ря­ясь с ка­та­ло­гом франк­фурт­ской сло­во­лит­ни (у Ле­ма­на по­лу­жир­но­го шриф­та не бы­ло). При­мер­ный об­ра­зец югенд­шти­ля с ин­те­рес­ны­ми осо­бен­но­стя­ми: в ком­плект зна­ков вклю­че­ны 20 ли­га­тур про­пис­ных зна­ков в ла­ти­ни­це и ки­рил­ли­це, глас­ные с уда­ре­ни­я­ми в про­пис­ных и строч­ных ре­ги­страх (и да­же удар­ную бук­ву «ё»), не­дав­но при­ня­тый знак руб­ля и знак грив­ны. Кро­ме ки­рил­ли­цы, Ро­ма­нов­ский со­дер­жит ал­фа­вит­ные зна­ки язы­ков За­пад­ной и Вос­точ­ной Ев­ро­пы.

Vaccine от Paratype

Vaccine — рит­мич­ный брус­ко­вый шрифт. В де­та­лях он от­ли­ча­ет­ся мяг­ки­ми окон­ча­ни­я­ми штри­хов и за­се­чек (при­выч­ные се­ри­фы пе­ре­ме­жа­ют­ся с од­но­сто­рон­ни­ми) и жёст­ки­ми сты­ка­ми го­ри­зон­та­лей и вер­ти­ка­лей. Гар­ни­ту­ра прак­ти­че­ски не­кон­траст­на, про­пор­ции зна­ков слег­ка рас­ши­ре­ны. От­дель­но упо­мя­нем пол­но­цен­ные кур­си­вы к каж­до­му из 5 на­чер­та­ний. Vaccine до­ка­зы­ва­ет, что ин­те­рес к брус­ко­вым шриф­там не осла­бе­ва­ет и даёт хо­ро­ший по­вод срав­нить эту гар­ни­ту­ру, на­при­мер, с гар­ни­ту­рой Adelle, не так дав­но до­пол­нен­ной ки­рил­ли­цей при уча­стии Алек­сан­дры Ко­роль­ко­вой.

Ремесло
Топ
2013
88631