ногие дизайнеры кириллических шрифтов считают, что удачно нарисованная буква б — половина сделанной работы. Действительно, б — очень сложная буква, отчасти потому, что исторически её конструкция ещё не устоялась. Но раз уж «мы здесь власть», то как нарисуем, так и будет, и нам, дизайнерам кириллического шрифта, не пристало жаловаться на несовершенство родного алфавита, а лучше воодушевляться тем обстоятельством, что именно это несовершенство даёт нам стимул к новым поискам и экспериментам. Позвольте поделиться своими опытами, которые мне кажутся удачными.
Я давно обращала внимание на то, что буква б выпадает из алфавита во многих шрифтах. Видимо, всё дело в том, что у неё нет ни одного угла и в соседстве с остальными знаками кириллицы, состоящими преимущественно из палок, она выглядит слишком мягкой и даже амёбообразной. Особенно отчётливо это видно в шрифтах с жёстким характером или в чётких геометрических:
Вы видите? Буква б отчаянно просит пустить её под грибок, как персонаж из детской сказки, и пытается убедить своих сестёр в том, что она их родственница. Но сёстры смотрят настороженно и недоверчиво. И так обстоит дело в огромном количестве кириллических шрифтов. Я намеренно выбрала всем известные и качественные шрифты работы признанных мастеров, чтобы было ясно, что речь идёт не о любительской и не об иностранной кириллице. Речь идёт о неустоявшейся конструкции буквы б. Чем же мы можем помочь нашей буковке с мягким характером и романтично развевающейся причёской?
Для начала изучим существующие варианты конструкций. Их два. Вернее, два с половиной. Первый вариант конструкции (а) — это, грубо говоря, буква о с прикреплённой к ней ветвью. Во втором варианте конструкции (b) ветвь и овал имеют общую спину, к которой жёстко примыкает правая часть овала. Наконец, у второго варианта есть подвид (с) — правая часть овала примыкает к спинке мягко:
Существует ещё рукописная конструкция, но в этой заметке я её не рассматриваю, потому что с ней всё в порядке. Итак, у нас есть два основных вида буквы б. Какой вариант конструкции предпочтительнее для того или иного типа шрифта? Чёткого ответа на этот вопрос нет, но мне представляется целесообразным перед выбором конструкции заглянуть в соседние буквы и посмотреть, как у них присоединяются овалы к вертикалям: мягко или жёстко? Велика вероятность того, что выбор такого же способа присоединений будет логичным и естественным:
А игнорирование этого обстоятельства может привести к тому, что сёстры-буквы начнут сомневаться в истинности родства своей соседки:
Несмотря на то что многие современные наборные шрифты очень далеко ушли от каллиграфии, в конструкции знаков большинства из них можно обнаружить рукописную логику и пластическую связь между формой знака и пишущим инструментом. Если условно разделить каллиграфические инструменты на две большие группы — ширококонечные и остроконечные перья — можно обнаружить, что буква б со сплошной спиной получается при письме ширококонечным пером, а ветвь на тонкой ножке проще пририсовать остроконечным.
Конечно, так получается не всегда в силу того, что кириллица как алфавит складывалась уже в печатную эру, и взаимосвязь формы её знаков с каллиграфией не такая отчётливая, как в других письменностях. Тем не менее оглядка на инструмент письма даёт нам ещё один аргумент в пользу того, что в шрифтах с жёсткими стыками уместнее второй вариант конструкции, а к плавным присоединениям больше подойдёт первый. Нарушение этой логики чаще происходит в пользу выбора именно первого варианта — он гораздо больше распространён и выбирается, так сказать, по умолчанию, без особых размышлений. Между тем нет никаких оснований считать именно эту форму традиционной (если вообще правомерно говорить о традициях применительно к послепетровской кириллице). Такая б появилась сравнительно недавно:
В допетровской скорописи этой формы тоже не было:
Так что явный количественный перевес в современных шрифтах конструкции, основанной на букве о, можно считать результатом скорее стереотипного мышления, чем осмысленного выбора. Именно в этой конструкции нет ни одного угла, и если в шрифтах с мягкими присоединениями в связи с этим не возникает катастрофы, то в соседстве с жёсткими стыками буква б приобретает явную амёбообразность. Гарнитур с такими присоединениями довольно много — можно сказать, половина из всех существующих: к ним можно отнести большинство динамичных шрифтов. Но при этом буквы б второго типа конструкции встречаются довольно редко. А ведь в ней гораздо больше структурности.
Сплошная спина становится новым элементом в текстовом наборе — уникальной по форме вертикалью. Разнообразие форм — несомненное достоинство алфавита, а кириллице его явно недостаёт. И легкомысленный выбор буквы б, основанной на о, только усугубляет однообразие форм. Это может быть неплохо для статичных шрифтов, но в динамичные хочется внести больше драйва.
Кроме того, сплошная спина играет роль связующего элемента между зоной х-height и зоной верхних выносных. В латинице эту функцию берут на себя выносные элементы букв b, d, f, h, k, l, t, а в кириллице только б и ф. Если мы уберём б, ф останется в печальном одиночестве.
Я впервые задумалась обо всём этом, когда работала над кириллизацией шрифтов Typotheque — Fedra и Greta, и решительно выбрала букву б со сплошной спиной. На мой взгляд, получилось вполне гармонично:
А наградой, как десерт для дизайнера, стали дисплейные начертания Греты, где у буквы б проявился неожиданный декоративный эффект:
Так что я голосую в пользу выбора именно этой конструкции в шрифтах с жёсткими стыками, но, конечно, этот выбор не должен быть бездумным.
И разумеется, сама по себе сплошная спина — ещё не залог успеха, для неё ещё нужно найти точную форму. Буква не должна сутулиться, а зрителю надо понимать, где заканчивается вертикаль и начинается горизонталь:
Это ещё не всё. Конструкцию с ветвью на тонкой ножке тоже можно нарисовать по-разному.
Чувствуете разницу? Во втором примере (b) ветвь имеет чёткую конструкцию и жёсткое разделение на зоны: тонкий стебель резко ломается и превращается в ясно очерченную толстую ветвь с одним определённым движением вправо и вверх. И так же ясно ветвь заканчивается внятно обозначенной засечкой достаточного размера. В первом примере (a) ничего описанного нет. Ветвь делится на зоны очень условно, часто сомневается в том, в правильную ли сторону растёт, и запуталась в своих отношениях с засечкой. Все эти метания никак не придают букве уверенности, и в результате более успешные подруги начинают её сторониться. Сравните подружек из первого и второго примера:
Похоже, последним живётся веселее.
Не бойтесь завершить ветвь засечкой, и не стоит пренебрежительно к ней относиться, она ничем не хуже других:
В антиквах стоит обращать внимание на согласованность ветви б и ножки к. То, что они непременно должны быть похожими друг на друга, я не утверждаю и часто рисую их разными, но полное пренебрежение стилистическим единством этих элементов явно не идёт на пользу шрифту. Обычно в шрифтах с мягкими ветвями к эта взаимосвязь прослеживается, чего не скажешь о случаях с жёсткими ножками, где этой рифме стоит уделить больше внимания. Пример справа выглядит логичнее:
Не требуйте от ветви обязательной мягкости, она имеет право быть угловатой — так же, как и все остальные:
Когда это стилистически оправданно, пусть ветвь растёт решительно вверх, не принуждайте её гнуться к земле в поисках пристанища:
Разрешите ей быть такой же упрощенно-геометричной, как и её соседки:
Если ветвь не помещается в ограниченном пространстве верхних выносных элементов, отнимите это пространство у овала, но распределите внутреннее белое равномерно и справедливо:
Cловом, полюбите букву б, и она всегда будет радостна, красива и бодра.
Очко шрифта (x-heght) — величина строчного знака относительно величины прописного знака. — Прим. ред.